Информационные технологии в образовании
Каталог статей
Информатизация образования
Персональный сайт учителя
Информационные технологии
Работа с видео
Презентации
Исследовательская работа в школе
Интернет-сервисы (Web 2.0)
Интеллект-карты
Интерактивная доска
Операционные системы
Windows
Linux
Программное обеспечение
Программирование
Все статьи блога

Интеллект-карты

Интеллект-карты становятся все более популярными. И не случайно. Этот инструмент мышления позволяет превратиться из плохого студента в гения.

Тони Бьюзен, автор метода и самого термина в своей книге «Супермышление» приводит несколько примеров, когда ребенок, считавшийся необучаемым, используя интеллект-карты показал достаточно высокий уровень мышления. Этот инструмент позволил ему максимально использовать свой мозг и достичь, казалось бы, недостижимого.

Суть метода интеллект-карт заключается в том, чтобы выделив центральное понятие, построить радиантные ассоциации. Бьюзен так и называет этот процесс — радиантное мышление. Бывает, что интеллект-карты путают со структурными схемами. Но это не одно и то же. Структурные схемы, так же как и любой другой деловой или научный текст рано или поздно наводят скуку и отторжение восприятия. Интеллект-карты же, напротив, должны способствовать увлеченному поиску ассоциаций. Для того, чтобы лучше запомнить, понять, разобраться в глубинных, иногда скрытых и не видимых на поверхности, знаниях.

Каждое ассоциативное понятие, в свою очередь, может стать центральным понятием для новой интеллект-карты. Процесс можно продолжать бесконечно… Важно, чтобы ассоциации рождались быстро, легко. Желательно максимально использовать изображения. Если нужно все же выразить ассоциацию словами, то записывать в ИК только ключевое понятие. Одно слово или устойчивое словосочетание, например, научный термин. Если вдруг возник так называемый ступор и ассоциации не приходят в голову, ничего страшного, нужно оставить пустые лучи. Таким образом мы провоцируем мозг на поиск новых вопросов для изучения или проблем для исследования.

В своей преподавательской деятельности я начала использовать интеллект-карты совсем недавно. Тем не менее, на себе уже ощутила преимущества. Вот, например, начатая карта по дисциплине «Операционные системы и оболочки». Постепенно я планирую заполнить ее, то есть построить свою интеллект-карту на каждый топик (ответвление). Ну и, конечно, добавить соответствующие изображения, разъяснения и прочее…

интеллект-карты

Конечно, лучше строить карты на бумаге с помощью фломастеров, ручек, карандашей. Но я, например, так привыкла оформлять все на компьютере, что хочу использовать его и для построения интеллект-карт. Есть масса программ и он-лайн сервисов, позволяющих делать это. В отдельных постах постараюсь описать наиболее, на мой взгляд, удобные.

Интеллект-карты в других постах блога

  • Как сделать интеллект-карту на компьютере онлайн. Описана работа с сервисом http://www.mindmeister.com В бесплатном аккаунте позволяется составить 3 интеллект-карты, для которых можно настроить доступ, экспортировать их в форматы jpg или pdf.
  • Интеллект-карты для начальной школы Личный опыт использования. Для подготовки докладов по результатам исследовательской работы в начальной школе я решила изучить с детьми метод интеллект-карт. Описан первый этап, когда дети только учатся строить интеллект-карту.

3 комментария: Интеллект-карты

  • Ольга говорит:

    Анна, большое спасибо за оптимально полезную информацию в удобном, понятном изложении :) ! Я учитель начальных классов и зам. директора по УВР в одном лице. Уже встречалась с информацией об интеллект-картах. Как по-вашему,можно ли и нужно ли использовать их в процессе обучения в 1-4 классах?

    • Павел. говорит:

      Обязательно! Информация визуально ребенком воспринимается значительно лучше. Взять к примеру букварь. Как мы учили алфавит. Возле каждой буквы был рисунок название которого начиналось с изучаемой буквой. Так у ребенка формировалась связь уже известного ему предмета с неизвестным символом. Интеллект карты построены по тому же принципу.

  • AnJur говорит:

    Вы знаете, Ольга, я сейчас экспериментирую со своими сыновьями-первоклашками. Для подготовки доклада по результатам исследовательской работы. Но эксперимент еще в процессе… Хотя автор интеллект-карт говорит что пятилетний ребенок справлялся. Наша учительница тоже заинтересовалась. Как только коференция по исследовательским работам пройдет, обязательно напишу пост об этом.

Добавить комментарий для Павел. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Полезный материал?
Поделись с друзьями!

InfoStarting © 2013-2017 Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта, автор которого — Анна Трефилова, доступны на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» .
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть получены на странице http://infostarting.ru/sample-page/.