Информационные технологии в образовании
Каталог статей
Информатизация образования
Персональный сайт учителя
Информационные технологии
Работа с видео
Презентации
Исследовательская работа в школе
Интернет-сервисы (Web 2.0)
Интеллект-карты
Интерактивная доска
Операционные системы
Windows
Linux
Программное обеспечение
Программирование
Все статьи блога

Как мы обсуждали профессиональный стандарт педагога

Совсем недавно нас собрали на заседание кафедры для того, чтобы обсудить профессиональный стандарт педагога. Неудивительно, все таки будущих учителей обучаем в стенах нашего вуза. Довольно бурное обсуждение было, много интересного в этом стандарте описано. Некоторые положения, прямо скажем, вызвали даже негодование… Но обо всем по порядку.

профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога уже действует

Профстандарт педагога уже начал действовать. И хотим ли мы этого, или нет — по нему будут определять профпригодность учителей. Для учителей разных направлений, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций, прописаны как общие требования, так и частные, касающиеся специфики преподаваемого предмета.

В профстандарте педагога есть категории «должен» и категории «рекомендуется» при наличии необходимой базы.  В нем перечислены психолого-педагогические компетенции, ИКТ-компетенции, требования к личностным качествам учителя. Довольно сурово некоторые моменты прописаны, но в  то же время, получается, что учителю дается больше свободы и ответственности. Одной из функций этого стандарта названо преодоление технократического подхода к оценке труда педагога :) .

ИКТ-компетентность педагога

Профессиональная ИКТ-компетентность заинтересовала меня особенно, так как этой темой давно увлеклась. Что понимает под этой компетентностью стандарт? Привожу дословно:

Профессиональная ИКТ-компетентность:  квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Владение ИКТ-компетенциями рассматривается как часть того, что должен педагог по части «Обучение». Подробно эти компетенции описаны в Приложении1 профессионального стандарта педагога. Перечень компетенций (в совокупности они и составляют эту самую ИКТ-компетентность) на данный момент избыточен, так как не все образовательные организации имеют материально-техническую базу для их реализации. Тем не менее, в планах государства — эту базу наполнить повсеместно. Следовательно, в ближайшем будущем перечень будет маркироваться словом должен.

Итак, профессиональная ИКТ-компетентность включает в себя общепользовательскую, общепедагогическую и предметно педагогическую ИКТ-компетентности. Каждый из этих компонентов включает в себя ИКТ-квалификацию, то есть в умении применять ИКТ-ресурсы.

Прочитайте сами профстандарт педагога

Рекомендую прочитать внимательно все, что касается ИКТ-компетентности, начиная со страницы 19 профессионального стандарта педагога. Здесь я не буду все перечислять, скажу только, что когда мы все это заслушивали, а потом обсуждали, поняли, что далеко не все педагоги имеют достаточно сформированную ИКТ-компетентность. Даже в тех случаях, когда требования ФГОС к материально-техническому оснащению образовательной организации соблюдены.

Радует то, что согласно самому стандарту, от учителя нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Поэтому, прописаны и пути, и способы овладения учителем этой самой профессиональной ИКТ-компетентностью. Среди прочего упоминается предоставление возможности освоения педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации. Правда нигде понятие «базовой ИКТ-компетентности» не раскрывается.

Думаю, что в ближайшем будущем пройдет лавина курсов повышения квалификации, направленных на формирование ИКТ-компетентности. Наш институт тоже такие курсы проводит. Например, мне приходилось преподавать подобное воспитателям дошкольных образовательных организаций. И опыт показывает, что больше половины персонала не владеют даже базовой ИКТ-компетентностью, как бы минимально ее не определили.

Может быть, стоит самостоятельно начать овладевать ИКТ-компетенцией?

Для тех, кто имеет компетенцию самообучения, предлагаю задавать вопросы в комментариях к этому посту. Пишите, чему бы вам хотелось научиться. Ставьте для меня проблему. А я постараюсь публиковать уроки (в том числе видео уроки) по интересующим вас, дорогие учителя и воспитатели, темам.

С уважением, Анна Трефилова

4 комментария: Как мы обсуждали профессиональный стандарт педагога

  • Вадим Павлов говорит:

    Одним из «грехов» преподователей я считаю мнение что «я должет преподовать, а дети учиться у меня» и нежелание признать то что дети умнее, и как следствие учиться некоторым вещам у них. В том что касаеться информационных технологий дети опережают нас уже с первых лет жизни. Единственное что им надо предоставить это возможность изучить и применить.

    • AnJur говорит:

      Согласна, дети многое умеют. Правда в большинстве своем — в области игр. Что же касается серьезной работы — увы. Мои наблюдения показывают, что не испытывают они желания делать на компьютере работу. Играть — пожалуйста. Но работать — не хочется. И речь не о преподавателях, а о школьных учителях и воспитателях дошкольных образовательных организаций. Для преподавателей стандарта еще нет

  • Елена говорит:

    Доброго времени суток, Анна Трефилова!! Вот в том-то и дело, что наша администрация дала нам понять, что мы должны сами себя оборудовать( в группе д/с) и научиться самостоятельно в самое короткое время все делать

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Полезный материал?
Поделись с друзьями!

InfoStarting © 2013-2017 Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта, автор которого — Анна Трефилова, доступны на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» .
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть получены на странице http://infostarting.ru/sample-page/.