Информационные технологии в образовании
Каталог статей
Информатизация образования
Персональный сайт учителя
Информационные технологии
Работа с видео
Презентации
Исследовательская работа в школе
Интернет-сервисы (Web 2.0)
Интеллект-карты
Интерактивная доска
Операционные системы
Windows
Linux
Программное обеспечение
Программирование
Все статьи блога

Учебная программа дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии»

В курсе изучаются основы операционных систем, компьютерных сетей и возможности использования интернет-технологий в образовательном процессе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»

 

Информатики, физики и математики

(факультет)

 

Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2011 г., протокол № __________

 

Декан факультета _______________ / ____________

 

Рассмотрена

на заседании кафедры _________________________

«___»___________ 2011 г., протокол № __________

 

Заведующий кафедрой_____________ / __________

 

 

 

Учебная программа дисциплины

 

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, СЕТИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

(название дисциплины)

 

Уровень основной образовательной программы бакалавриат
Учебный план по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование*
                          Профиль ………………..………….. Информатика

 Форма обучения …………………………………….очнаяКафедра……………………………………………….Информатики и теории и методики обучение информатикеСеместр(ы)……………………………………………1    

Автор(ы)-разработчик(и) программы: _________________________ / __Трефилова А.Ю.

__________________________/ _______________

 

Рецензент: _____________________________________ / ____________________________

Глазов 2011

 

1. Пояснительная записка

1.1.   Цель, задачи и проектируемые задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» заключается в формировании у будущего учителя информатики совокупности знаний и представлений

  • об операционных системах, их видах и особенностях;
  • об Интернет-технологиях;
  • о возможности и принципах функционирования компьютерных сетей;
  • об организации доступа к распределенным данным;
  • об организации в единое целое разнородной информации, представленных в различных форматах;
  • об обеспечении активного воздействия человека на эти данные в режиме реального времени.

В ходе изучения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» решаются следующие задачи.

  1. Сформировать у студентов понимание роли стандартов представления информации и протоколов передачи данных для объединения в единое целое разнородных информационных ресурсов.
  2. Сформировать у студентов понятия о современных операционных системах.
  3. Сформировать у студентов понятия о компьютерных сетях, о программном обеспечении компьютерных сетей.
  4. Сформировать у студентов понятие об Интернет-технологиях, о взаимосвязанности и взаимозависимости сетевого программного и аппаратного обеспечения Интернет-технологий.
  5. Обучить студентов методам разработки мультимедийных сетевых информационных ресурсов и умения разрабатывать простейшие сетевые приложения, основанные на архитектуре клиент-сервер.
  6. Обучить студентов эффективному применению компьютерных сетей и Интернет-технологий в учебном процессе, в том числе  работе с информационными ресурсами образовательного назначения.
  7. Развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

 

Проектируемые результаты освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» обучающийся должен:

знать:

  • возможности администрирование операционных систем на уровне пользователя;
  • принципы построения компьютерных сетей;
  • протоколы и технологии передачи данных в сетях;
  • состав и принципы функционирования Интернет-технологий;
  • принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет;
  • принципы создания мультимедиа-продуктов и использования мультимедиа-технологий;

уметь:

  • разрабатывать и использовать мультимедийные сетевые информационные ресурсы;
  • разрабатывать простейшие сетевые приложения, основанные на архитектуре клиент-сервер;
  • работать в сети Интернет с поисковыми системами, с различными службами;
  • пересылать информацию по сети;

владеть:

  • способами создания информационных и интерактивных Интернет-ресурсов;
  • навыками обмена информацией с использованием различных Интернет-сервисов;
  • способами использования мультимедиа-оболочек и технологий, создания мультимедиа-приложений.

 

Формируемые компетенции: ОК-1, ОПК-3, ПК-2.

 

Студент:

ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

 

ОПК-3: владеет основами речевой профессиональной культуры;

 

ПК-2: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

 

Проектируемые дисциплинарные результаты сформированности компетенций

 

Студент:

Результат ОК-1: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», формирующие культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

 

Результат ОПК-3: владеет терминологическим аппаратом дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», определяющим основы речевой профессиональной культуры педагога;

 

Результат ПК-2: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», и готов применять их в современных методиках и технологиях, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

 

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

5

180

Семестр  1

Трудоемкость

5

180

Аудиторные занятия (всего)

2

72

В том числе:
Лекции

20

Лабораторные работы

18

Практические занятия / Семинары

20

КСР

14

Другие виды аудиторной работы
Самостоятельная работа (всего)

2

72

В том числе:
Работа с рабочими тетрадями
Подготовка к коллоквиуму
Подготовка к «круглым столам»
Работа над презентационными проектами по курсу
Вид промежуточной аттестации -  экзамен

1

36

 

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

  • ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

 

  • ОПК-3: владеет основами речевой профессиональной культуры;

 

Профессиональные компетенции (ПК):

 

  • ПК-2: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.


2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)

 

Модуль 1.  Операционные системы
Раздел 1.  Основные понятия операционных систем, принципы их построения и функционирования
Содержание раздела:  Назначение, функции и архитектура операционных систем. Операционные системы семейства Windows и Linux
Раздел 2. Безопасность операционных систем
Содержание раздела:  Безопасность и надежность. Диагностика и восстановление ОС после отказов
Модуль 2. Компьютерные сети
Раздел 1. Локальные вычислительные сети
Содержание раздела:  Принципы построения локальных вычислительных сетей. Управление ЛВС. Протоколы SNMP и CMIP
Раздел 2. Глобальные вычислительные сети
Содержание раздела:  Принципы организации глобальных вычислительных сетей. Характеристика сети Интернет. Семейство протоколов TCP/IP.
Модуль 3. Интернет-технологии
Раздел 1. Интернет сервисы
Содержание раздела: Состав и принципы функционирования Интернет-технологий. Принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет.
Раздел 2. Мультимедиа в Интернет-технологиях
Содержание раздела: Принципы создания мультимедиа-продуктов и использования мультимедиа-технологий.

 

3. Методические рекомендации для преподавателя

Рекомендации по тематическому планированию

При тематическом планировании целесообразно придерживаться следующей последовательности. Начать изучение курса нужно с модуля «Операционные системы», с целью систематизации имеющихся знаний студентов и формирования новых знаний, необходимых студентам для плодотворной работы на компьютере в разных операционных системах. Далее следует изучить модуль «Компьютерные сети». Закончить изучение дисциплины модулем «Интернет технологии».

На лекционных занятиях следует раскрыть основные принципы построения и функционирования операционных систем, компьютерных сетей, интернет технологий. Дать обзор существующих интернет сервисов, доступных пользователю. Особое внимание обратить на сервисы, которые целесообразно применять учителю в своей работе.

Рекомендации методологического характера

При изучении модуля «Операционные системы» особое внимание следует обращать на конкретные решения прикладных задач администрирования в ОС системах семейств Windows и Linux. Важный раздел «Безопасность операционных систем» требует обзора свежей информации о методах безопасности и антивирусных программах. Изложение модуля «Компьютерные сети» следует вести традиционно. Модуль «Интернет технологии» следует

изучать непосредственно в глобальной сети Интернет. Для этого нужно использовать компьютер с выходом в Интернет и проектор.

Методические рекомендации

На лекционных занятиях желательно рассматривать все теоретические аспекты дисциплины. Администрирование операционных систем и интернет сервисы лучше изучать непосредственно на компьютере. Для этого можно использовать обучающие виды лабораторных работ или использовать мультимедиа технологии в рамках лекции. На семинарские занятия можно выносить темы классических прикладных задач: протоколы сетей разного рода, обзор антивирусных программ, рынок операционных систем. Для реализации интерактивной составляющей учебного плана следует организовать работу студентов над созданием проекта, посвященного операционным системам, сетям и интернет технологиям. Это может быть, к примеру, разработка и создание действующего сайта группы, ориентированного, прежде всего, на возможность обмена информацией между студентами.

 

4. Общие методические рекомендации для студентов

 

  1. Студенты изучают материал лекций. Они должны знать термины и положения, уметь самостоятельно решать прикладные задачи пользователя операционной системы, сети, Интернет, изучить литературу, рекомендованную в плане семинарских занятий.
  2. На лабораторных занятиях студенты работают с компьютером под руководством преподавателя. После выполнения лабораторного практикума у каждого студента должны быть сформированы умения, связанные с решением прикладных задач пользователя по установке, администрированию, обеспечению безопасности операционных систем Windows и Linux. Кроме того, лабораторные работы призваны помочь студенту овладеть способами создания информационных и интерактивных интернет ресурсов, навыками обмена информацией с использованием различных интернет сервисов, способами использования мультимедиа-оболочек и технологий, создания мультимедиа-приложений. Для успешного овладения студенту требуется самостоятельно изучать теоретические вопросы, предлагаемые в соответствующей лабораторной работе.
  3. Используются электронные версии лекционного курса и практических заданий лабораторного практикума.

 

5. Лабораторные работы оформлены в виде приложения к настоящей учебной программе.

 

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оборудованный персональными компьютерами с процессорами Intel типа Celeron или им подобными с операционной системой Windows или Linux и выходом в интернет, объединенными в локальную сеть. Свободное программное обеспечение: VirtualBox, OpenOffice (для оформления отчетов).

Каждому компьютеру должен быть обеспечен доступ к интернет сервисам Google и Yandex.

7. Рекомендуемая основная литература

 

  1. Агапонов С В Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с. — (ИиИКТ). — ISBN 978-5-9775-0505-5. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=350822
  2. Виснадул Б. Д. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие / Б.Д.Виснадул, С.А.Лупин, С.В. Сидоров.; Под ред. Л.Г.Гагариной — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. — 272 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0294-3, 2000 экз. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=364233
  3. Партыка Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Форум, 2010. — 544 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-429-0, 2000 экз. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=224882
  4. Шаньгин В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 416 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0331-5, 1000 экз. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=423927

 


8. Рекомендуемая дополнительная литература

 

  1. Баранов А. Е. Интернет-психология / А.Е. Баранов. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 264 с.: 84×108 1/32. — (Практическая психология). (обложка) ISBN 978-5-369-01000-6, 500 экз. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=390625
  2. Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электроный ресурс] / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — 2-е изд. — М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 320 с. — ISBN 978-5-394-01685-1. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=430429

 

9. Фонд оценочных средств

 

Проектируемые дисциплинарные результаты освоения компетенций.

 

Результат ОК-1: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», формирующие культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

 

  1. Классификация операционных систем (по количеству задач, по интерфейсу, по способу построения). Виды многозадачности.
  2. Операционные системы семейства DOS. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
  3. Операционные системы семейства Windows. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
  4. Unix подобные операционные системы. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
  5. Операционные системы на ядре Linux. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
  6. Технологии Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. Характеристика, анализ, тенденции.
  7. Социальные сети в образовании.Возможности, проблемы, анализ.
  8. Принципы организации дистанционного обучения. Система управления обучением Moodle.
  9. В операционной системе Linux создать нового пользователя, имеющего login: ваше_имя, password: ваш_пароль.
  10. В операционной системе Linux установить дополнительную программу (по заданию преподавателя).
  11. В операционной системе Linux настроить дату и время.
  12. Отформатировать флеш накопитель и разбить его на два раздела в операционной системе Linux.
  13. В консоли Linux перейдите в домашний каталог, в котором создайте каталог exam. В каталоге exam создайте файл, содержащий Ваше имя и фамилию. Скопируйте его в домашний каталог.
  14. В консоли Linux перейдите в домашний каталог, в котором создайте каталог exam. В каталоге exam создайте 5 файлов с произвольным именем. Удалите файлы и каталог exam.
  15. Поменять тему и фоновое изображение рабочего стола в операционной системе Linux.

Пороговый уровень: воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание. Оценка «удовлетворительно».

Вопросы и задания № 1-6.

Продвинутый уровень: выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует знания и умения. Оценка «хорошо».

Вопросы и задания № 6, 7.

Высокий уровень: анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, сформировал навыки. Оценка «отлично».

Вопросы и задания № 9-15.

 

Результат ОПК-3: владеет терминологическим аппаратом дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», определяющим основы речевой профессиональной культуры педагога;

 

  1. Локальные вычислительные сети. Архитектура. Принципы построения.
  2. Семиуровневая модель построения компьютерных сетей.
  3. Управление локальными вычислительными сетями. Протоколы SNMP и CMIP.
  4. Назначение и организация VPN сети. Настройка VPN в разных операционных системах.
  5. Глобальные вычислительные сети. Архитектура. Принципы организации.
  6. Характеристика сети Интернет.
  7. Семейство протоколов TCP/IP.
  8. Поисковые системы. Язык поисковых запросов. Поисковый робот. Поисковая выдача. Релевантность.
  9. Настройте сеть в операционной системе Linux и зайдите на сайт ggpi.org.
  10. Настройте сеть в операционной системе Windows и зайдите на сайт ggpi.org.
  11. В операционной системе Windows сделать так, чтобы при входе пользователя в системе запускалась программа «Блокнот»
  12. Добавить нового пользователя в операционной системе Windows, имеющего права «Обычный пользователь». Задать пароль и изображение.

Пороговый уровень: воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание. Оценка «удовлетворительно».

Вопросы и задания № 1-3.

Продвинутый уровень: выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует знания и умения. Оценка «хорошо».

Вопросы и задания № 4-8.

Высокий уровень: анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, сформировал навыки. Оценка «отлично».

Вопросы и задания №9-12.

 

Результат ПК-2: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», и готов применять их в современных методиках и технологиях, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

 

  1. Виды программного обеспечения. Свободное, бесплатное и условно бесплатное программное обеспечение. Коммерческие продукты. Правовой аспект использования программного обеспечения в образовательном процессе.
  2. Преимущества и недостатки операционной системы Linux в образовательном процессе средней школы. Анализ пакетов свободного программного обеспечения, рекомендуемых Министерством образования РФ.
  3. Безопасность и надежность информации и информационных потоков. Задачи безопасности. Диагностика и восстановление операционных систем после отказов.
  4. Безопасность и надежность информации и информационных потоков. Классификация программ, предназначенных для обеспечения безопасности операционных систем. Программы-антивирусы.
  5. Интернет-технологии. Состав и принципы Интернет-технологий. Применение Интернет-технологий в образовательном процессе учителем и учеником.
  6. Сервисы для создания сайтов, блогов. Характеристика, возможности использования в образовательном процессе.
  7. Технологии удаленного хранения данных. Анализ бесплатных сервисов хранения DropBox, Google Диск, Яндекс Диск. Ограничения, возможности использования в образовательном процессе.
  8. Электронная почта. Создание ящика, отправка и получение почты. Почтовые клиенты. Возможности использования в образовательном процессе.
  9. Принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет. Интерактивные возможности современного сайта учителя.
  10. Облачные технологии. Назначение, функционал, требования к оборудованию. Возможности использования в образовательном процессе.
  11. Создать свой аккаунт в Google. Разместить аватар, настроить почту.
  12. Создать свой блог в Google. Написать хотя бы одну статью в созданный блог. Оставить комментарий к ней.
  13. Создать свой сайт в Google на базе готового шаблона. Предусмотреть в нем страницу «об авторе», где написать о себе.
  14. Запретить в настройках Интернет браузера использование JavaScript.
  15. Загрузить на удаленный сервер DropBox файл для хранения и предоставить к нему публичный доступ.
  16. Загрузить на удаленный сервер Яндекс Диск файл для хранения и предоставить к нему публичный доступ.
  17. Загрузить на удаленный сервер Google Диск файл для хранения и предоставить к нему публичный доступ.
  18. Создать документ в Google Документ, предоставить к нему доступ определенным лицам по адресу электронной почты. Требования к оформлению уточните у преподавателя.
  19. Создать презентацию на произвольную тему в Google Документ, предоставьте к ней доступ на чтение определенным лицам по адресу электронной почты.
  20. Создать таблицу, содержащую национальный состав Удмуртии, в Google Документ. По данным постройте диаграмму.
  21. Продемонстрируйте совместную работу с документом Google.
  22. На сервисе http://www.mindmeister.com/ru создать интеллект-карту по использованию интернет сервисов учителем в образовательном процессе. Экспортировать ее в формат .jpg
  23. На сервисе http://www.mindmeister.com/ru создать интеллект-карту по использованию интернет сервисов учителем в образовательном процессе. Предоставить к ней публичный доступ для чтения.
  24. В поисковой системе ввести запрос, который должен выдать результаты точного соответствия по ключевому слову «Методика обучения информатике» без слов «Скачать» и «бесплатно».
  25. В электронном каталоге библиотеки ГГПИ найдите книги по Методике обучения информатике.

Пороговый уровень: воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание. Оценка «удовлетворительно».

Вопросы и задания № 1, 3, 4, 6-8.

Продвинутый уровень: выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует знания и умения. Оценка «хорошо».

Вопросы и задания № 2, 5, 9, 10.

Высокий уровень: анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, сформировал навыки. Оценка «отлично».

Вопросы и задания № 11-25.

Скачать Учебная программа дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Полезный материал?
Поделись с друзьями!

InfoStarting © 2013-2017 Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта, автор которого — Анна Трефилова, доступны на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» .
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть получены на странице http://infostarting.ru/sample-page/.