воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Технология "Французские мастерские"

Технология "Французские мастерские"
Мастерская - это технология при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Некоторые принципы обучения в педагогических мастерских:
- равенство всех участников, в том числе мастера;
- все способны к творчеству;
- личностная мотивация;
- отсутствие оценки соперничества;
- чередование индивидуальной и коллективной работы.

Освоение личностно - ориентированного обучения требует от учителя во первых принятия морально-этических норм, общекультурных ценностей, философских принципов, заключённых в личностно-ориентированной парадигме образования. Во-вторых, нужно овладеть способами такого обучения. Метакогнитивные технологии относятся к личностно-ориентированным, т.к. -Формируют культуру мышления и разнообразные интеллектуальные умения.
-Развивают самостоятельность ученика.
-Основаны на личностных механизмах мышления: осознании, саморегуляции, самооценке.
-Формируют рефлексивные механизмы в образовательной деятельности: контроль-самоконтроль, оценка-самооценка, анализ-самоанализ, критика-самокритика, и т.п.
Одной из метакогнитивных технологий является технология «Французские мастерские»
Концептуальные основы технологии «Французских мастерских».
Все способны - это значит, что каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития.

    Здесь констатируется лишь равенство учителя и ученика, но не их тождественность, хотя, конечно, иногда они могут меняться ролями: учитель становится учеником, а ученик - учителем. Равны же они перед познанием истины. Учитель и ученик равны нё только в своей потенциальной интеллектуальной силе, но и в своих слабостях: в возможности что-то забыть, перепутать; в искренности отстаивания своих заблуждений.
    На занятиях и учитель, и ученик - творцы. Выполняя творческие задания, они забывают о многих школярских ценностях.
   Отметка отсутствует как инструмент давления на ребенка, не желающего учить, запоминать, решать, как этого хочет учитель. Отметка отражает лишь уровень знания основных вопросов курса в конце временного промежутка. Она не отражает ни быстроты усвоения, ни отношения ребенка к предмету, ни того, как он выполняет домашние задания. Сам процесс обучения, его темп, ритм не оцениваются. Ребенку дается возможность работать спокойно, самостоятельно воевать со своим непониманием, незнанием, ошибками.
    Мастерская учит ставить вопросы и стимулирует поиск ответов на них.В мастерской ученики занимаются самостоятельной исследовательской работой.Мастер не знает, какие вопросы возникнут у детей в ходе исследования. Даже после того, как проблема решена, остается масса вопросов, ответы на которые надо найти самостоятельно -размышляя, читая учебник, дополнительную литературу.
   Мастер стремится убежать от схем, шаблонов, идеалов, ссылок на авторитеты.Учитель-профессионал, знающий свой предмет, владеющий основами педагогики, психологии, дидактики, -он же и хороший, а часто лучший ученик в классе. Он, как и все, постоянно учится, изобретает новые формы занятий, понимает, что новизна рождает интерес.
  Учиться важнее, чем знать.Ученики самостоятельно организуют работу, передавая друг другу роль лидера и принимая на себя роль исполнителя одновременно рождается искусство общения, умение выслушать собеседника, услышать проблему, включиться в ее решение.
    В центре учебного процесса - ученик, а не программа. Школа создана ради ребенка.Если же заставить работать принцип "ученик, а не программа", произойдет смена акцентов. На сцену выйдет "свобода выбора". Самостоятельный выбор позволит ребенку определить задание интересное, полезное, соответствующее его уровню знаний и способностей.
   Отношения учителя и ученика являются подлинными, честными, теплыми, открытыми.О каком же личностном росте может идти речь, если ты все дни пребывания в школе молчишь, действие происходит без тебя, ты - зритель?
   Идея личностного роста реализуется через технологию мастерских. Дети много говорят, спорят, чутко реагируют на слова друг друга. Это делает каждого ребенка участником творческого процесса, соавтором результата, к которому придет класс в конце мастерской.
    Французские педагоги из «Французской группы нового образования» вместо слова «мастерская» часто используют слово «демарш», тем самым, показывая, что их занятия выстроены иначе, чем урок, на иных принципах, иногда прямо противоположных:
- слепое подчинение - свобода;

- «поглощение» готового знания - самостоятельно выстроенное знание,

- педагогика запретов - педагогика выбора;

- технократическая парадигма - гуманистическая парадигма.
    Через задания, логическую структуру мастерской мастер осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя индивидуальную, парную и групповую работу по схеме: учащийся - пара учащихся - группа - класс - учащийся - пара учащихся -группа - класс и т. д. Группы, выполняя разные элементы задания, объединены общей целью коллективной деятельности, зависи­мостью результатов, ответственностью за качество своей работы.
     Мастер, работая то в одной, то в другой группе, стремится, чтобы в поле зрения ребят попали находки, открытия каждого. Значительную смысловую нагрузку, значимую для эффективного протекания всей последующей работы на мастерской несут первые задания, способствуя позитивному восприятию, выбору адекватного поведения, созданию целостной, благоприятной картины психологического окружения каждого ребенка, которая удовлетворит их потребность в самоуважении и настроит на позитивное отношение друг к другу.
  Задания мастерской направлены на обнаружение многочисленных связей отдельной личности и человечества в целом, на создание единой картины мира, поэтому самостоятельно выстроенные на мастерской знания - лишь один из ее важнейших этапов. Реальный опыт школьников, полученный на мастерской, внесет изменения не только в те знания, которыми они обладают, но и в их понимание самих себя.
   Школьник, свободный от прессинга авторитетного мнения учителя, поставленный самой структурой мастерской в центр творческого процесса, вынужден выстраивать свой способ познания с опорой на собственное «Я». При этом на мастерской параллельно интеллектуальной поисковой деятельности, как бы сам собой, идет процесс самовоспитания.
    Когда процесс восприятия и осмысления первых заданий состоялся, даются задания, в результате которых происходит рассогласование существующей ситуации с прошлым опытом, старыми знаниями. Удивление школьников неполнотой, незавершенностью имеющегося у них знания, которое они безуспешно   пытались   применить,   даст   начало исследовательскому процессу. Группы генерируют гипотезы, ищут их обоснование, корректируют после социализации, обобщают на этапе работы с теоретической литературой. И если на первом этапе участники мастерской «обучаются, развиваясь», то на этапе корректировки знаний, этапе знакомства с наукой, опытом человечества они развиваются, обучаясь, так как все задания мастерской направлены на совершенствование и при­обретение интеллектуальных умений, на обучение приемам управ­ления собственной познавательной деятельностью.
    На мастерской школьники вынуждены доказывать свою мысль, проверять правильность выводов, соотносить исходные данные в заданиях мастера, свои рассуждения с рассуждениями одноклассников, подвергать рефлексии не только свои действия, но и самого себя, свою личность Перечисленные навыки являются основой важных, необходимых умений: доказывать, рефлексировать, корректировать.
  Задания на мастерскую подбираются таким образом,чтобы помочь восприятию ребенка самого себя;научить анализировать  свойственные только ему потребности, чувства, ценности, убеждения;дать возможность осознать роль прошлого и настоящего опыта; предоставить право выбора, отбора, организации и интеграции ситуаций, событий, явлений для создания целостной картины психологического окружения, которая и определяет его поведение на мастерской.
  Когда на мастерской учебная информация воспринята и осмыслена, сам ребенок определил признаки понятия, зафиксировал способы их применения, порядок действий с ними, активность ребенка более полно направляется на прочное усвоение добытого на мастерской знания, ребята вносят необходимые коррективы в описание признаков и последовательность действий, затем, работая в парах, группах, отрабатывают их.


Алгоритм построения французской мастерской
    Первый этап - этап «схвачивания» или индукции - стремится вызвать чувства. Начало должно быть неожиданным, важно пробудить интерес к предстоящей работе. Это своеобразный толчок, вызывающий положительное или отрицательное отношение к проблеме, явлению, событию. Индуктор может быть разным - от звука, слова до образа или любого предмета. Таким образом, данный этап обращен к личности каждого ребенка, к его «Я», к его подсознанию, к его опыту, к его знаниям.
Например, проводя мастерскую «Открываем тайны наследственности» в 9 классе я использовала следующие приёмы:

Прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (фрагмент «Танцор»). Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что такое тайна? С чем ассоциируется тайна?»

Выполняем в мастерских рисунки, представляем классу.

На доске записаны строки:

...И я познаю мудрость и печаль,

Свой  тайный смысл откроют мне предметы,

Природа, прислоняясь к моим плечам,

Откроет свои детские секреты.
                                 Б. Ахмадулина


- Каким ключом можно открыть тайны природы?

Предлагаю кроссворд  каждой мастерской на знание основных генетических терминов. Ключевым словом является «ЗНАНИЕ».

Этап «Индукции» при проведении мастерской в 6 классе «Рождённые летать»:
Мир живой природы наполнен движением. Даже в организмах внешне неподвижных живых существ происходит постоянное движение. Движутся соки в растениях, перетекает протоплазма в растительных и животных клетках, циркулирует межклеточная жидкость...Что же говорить о свободно живущих организмах! С помощью жгутиков и ресничек движутся одноклеточные и простейшие организмы. Медленно поворачиваются к солнцу листья растений. Идут стада животных, летят стаи птиц. Сокращаются сердца, гоня кровь по сосудам, машут крылья, бегут лапы и ноги, энергично работают хвосты...Не будет преувеличением сказать, что одно из важнейших свойств живого - движение - возникло одновременно с самой жизнью.

1 Задание группам: Запишите глаголы, характеризующие движения животных. (1мин.)

2 Задание: Прослушайте музыку, нарисуйте и расскажите с каким способом движения она ассоциируется. Звучит «Полёт шмеля» Римского-Корсакого.

  Когда опыт актуализирован, знания предъявлены себе и классу, наступает второй этап - деконструкции, этап прозрения, разочарования в полноте и совершенстве имеющихся знаний. На этом этапе каждому предоставляется возможность после инвентаризации знаний проявить инициативу в определении путей поиска нового знания.

Пример из мастерской «Рождённые летать»

    Полет в небесах под облаками ассоциировался с чувством свободы, легкости, беззаботности. Не случайно героиня пьесы « Гроза» Александра Николаевича Островского Катерина, запертая «в четырёх стенах» под гнётом своей свекрови говорит:

«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась подняла руки и полетела».

Тема нашего занятия  - «Рождённые летать».

Сейчас мы попытаемся выяснить почему не может летать человек, какие приспособления нужны организмам, чтобы освоить передвижение в воздушной среде?

На третьем этапе - этапе организующего ядра - мастер предлагает ребятам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, иллюстраций, таблиц, схем, фактических данных, предлагает все то, что способно пробудить фантазию, мысль, новый взгляд на давно известное.

   Пример раздаточного материала для составления модели скрещивания к мастерской «Открываем тайны наследственности».

     Четвертый этап - этап созидания - направлен к внутренней культуре личности. Это этап творения нового знания, этап основ­ной, мучительно сложный и несказанно радостный, ибо протекает в сотворчестве, в поиске, в столкновении позиций, в прозрении, в понимании с полуслова, в молчании, в бурном словесном и эмо­циональном выражении.

Пример из мастерской «Рождённые летать»

Вопросы для мастерской «Легче пёрышка»


Рассмотрите набор перьев.
Какие виды перьев различают у птиц?
Какую роль в жизни птиц играет каждый вид перьев?
Где располагаются самые большие перья? Найдите перья, образующие несущие плоскости крыльев.
Какой смысл несёт поговорка «Легче пёрышка»?
Чем обусловлена лёгкость пера?
Вопросы для мастерской «Властелины ночного неба».

Ø  Выясните: какие виды млекопитающих способны к полёту?

Ø  Как устроены крылья у летающих зверей?

Ø  В какое время суток активны эти животные? Как они ориентируются в пространстве?

Ø  В каких машинах или приборах эхолокацию использует человек?

Ø  Приносят ли вред летучие мыши человеку?
     Пятый этап - социализация - следует за индивидуальной, парной, групповой работой. Это этап показа, предъявления  аудитории своих наработок, идей, планов, их реализации. Затем закономерно появление этапа корректировки, внесения исправлений, дополнений в сделанное ранее, оформление в окон­чательный текст.
 Мастерская обычно заканчивается рефлексией, рефлексией на уровне мысли, на уровне самого познавательного процесса.
Результат мастерской - сам познавательный процесс, позво­ляющий каждому ученику выстроить свое знание, свое понимание. Мастерская меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готового знания, к подчинению, к послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки, ибо мастерская выстраивается с учетом принципа включения личности в значимую деятельность, принципа смены социальной позиции личности в группе. Поэтому результат работы на мастерской описывается не словами: получил, овладел, узнал, запомнил, записал,а словами: сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился, сделаю, подумаю, почитаю, рассмотрю, понаблюдаю, проанализирую.

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Различные технологии

 Модерационные семинары
Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения материалов, а впоследствии коллегиального принятия важного для всех решения? Как сделать так, чтобы каждый член группы почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь людей в обсуждение и не допустить конфликта?

Существует специальный инструмент – технология модерации. Её цель:  обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленныена решение поставленной проблемы. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.
Технологические этапы:
1. Вводный. Организация процесса взаимодействия участников модерации. Знакомство. Сбор ожиданий. Выработка правил работы в группе.Регламент работы. Обсуждение. Устное «подписывание» договора о принятии правил групповой работы.
2. Формирование работы малой и большой групп. Формулировка проблемы. Обсуждение повестки дня дискуссии. Обсуждение поставленной цели. Принятие группового решения о способах дальнейшей работы.
3. Формирование малых групп. Работа в малых группах.
4. презентация работы в группах. Ознакомление с предварительными итогами.
5. Постановка следующих вопросов.
6. Общее заседание. Подведение итогов.
7. Рефлексия: отыгрывание ситуаций (кейсов), моделирующих процесс модерации. Участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от ведущего, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.
Инструменты модерации:
  1. Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»; ранжирование карточек и т. д.
  2. Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.
  3. Активное слушание;
  4. Наглядная демонстрация; обязательное условие – записывание всех звучащих идей и мнений.
«Продуктом» модерационного семинара является составленный каталог мероприятий по решению проблем. Такой документ включает в себя несколько пунктов, как правило, это: что необходимо предпринять, кто с кем работает, когда состоится конкретное мероприятие/взаимодействие.
Модератор управляет творческой работой группы людей, не оказывая на них давления.
Технология Тьюторского сопровождения ученической деятельности.
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает ‛ домашний учитель, репетитор, наставник, опекун“. Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах как позиция взрослого, сопровождающего процесс формирования индивидуальной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на образовательные запросы учащегося.
Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.
Цель: помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выходв самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.
Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия, а педагогсоздает условия для осуществления этого действия.
Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.
Этапы технологии тьюторского сопровождения:
•  Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.
•  Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предпролагаемого мини-исследования.
•  Составление карты поиска: где можно найти ответ на вопрос?
•  Выбор базового образовательного модуля
а). Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.
b ). Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.
в). Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т. п.
•  Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированномй вопросу-теме-проблеме.
•  Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связис выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложностии т. п.
•  выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее.
•  Совместная рефлексия защиты творческой работы.
•  Планирование следующего направления работы.
Технология может реализовываться в трех направлениях:
•  Введение особой тьюторской позиции;
•  Максимальное насыщение школьной среды;
Организация «событийных» форм образовательной деятельности, провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся.
Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известным, прежде всего, благодаря Гарвардской школе бизнесаи Школе Государственных служащих Гарвардского Университета.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия — моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.
Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»
Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Чтомы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»
При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией  происходит  «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решениипроблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.
Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблемане должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации.Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т. е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.
В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.
Руководство по написанию кейса.
Кейс должен отвечать следующим условиям:
  1. наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
  2. определенная хронология событий, временные рамки,
  3. наличие реальной проблемы, конфликта,
  4. ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи,  их действия, поступки;
  5. действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.
1.Подготовительный этап (до начала занятий).
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
2. Ознакомительный этап (во время занятия)
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
4. Итоговый этап (презентация групповых решений).
Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу
Сегодня важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.
По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки.
Исследовательская деятельность учащиеся:
•  учатся умению самостоятельно добывать знания;,
•  испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
•  развивают навыки самоорганизации;
•  формируют адекватную самооценку;
•  приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
•  осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу,видеофильмов и др.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Структура исследования включает триаду обязательных разделов:
подготовка > проведение > презентация .
В процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.
Не существует универсальных педагогических решений, строгих алгоритмов обучения исследовательской деятельности, т. к. она осуществляется в ситуации неопределенности. В предельном случае научного исследования невозможно конкретное целеполагание, исследователь ищет ответ на вопрос, который никому неизвестен. В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен учащемуся, в этом случае особенно важно не подменять исследовательскую деятельность учебной.
Все эти особенности требуют от руководителя исследования профессиональных качеств и способностей, заметно отличающихся от традиционных требований к педагогам: отказа от роли носителя информации, оперативности мышления, умения прогнозировать учебную деятельность учащихся, способности к рефлексии.
Преподаватели при организации исследовательской деятельности учащихся должны:
•  мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности иее результатов;
•  обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.
•  стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
Важно осознавать, что уровень подготовленности учащихся определяет возможность их включения в исследовательскую деятельность на определенном этапе:
1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.
Необходимо научить учащихся работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может быть доклад на уроке.
2 этап – написание рефератов по теме по выбору.
Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы. Рефераты могут быть представлены на уроках; а лучшие – на специальных конференциях в школе или научном обществе.
3 этап – собственно исследовательская работа учащихся.
Предполагает исследовательский поиск, творчество, возможно, практическую значимость работы. Проводится во внеурочное время. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.
Ключевой современной проблемой является дифференциация научного и учебного исследований, что в дальнейшем позволит выработать соответствующий методический арсенал.

Технология «Портфолио» — это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это — заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
o смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
o интеграцию количественной и качественной оценок;
o доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
— поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;
— содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
— создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
— портфолио документов;
— портфолио достижений;
— рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др. портфолио должен включать три обязательных элемента:
— Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
— Содержание портфолио с перечислением его основных элементов (artifacts).
— Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Создание единых европейский образцов портфолио, например «Европейский языковой портфолио», принятый советом Европы, соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Технология "Дебаты"создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция, которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников
В командах может быть различное количество участников. Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов,в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»
Технология «Социально-контекстного образования» (ТСКО)
1. Технология социально-контекстного образования (ТСКО) – система организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, которая основана на игровом моделировании ситуаций жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия школьников и студентов, связанных с выявлением актуальной проблемы и последующим проектированием этапов достижения цели и постановкой целесообразных задач, способствующих решению этой проблемы
2. Проектно-контекстный подход – такой подход к обучению и воспитанию в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, который заключается в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения.
3. Контекстным является такое обуче­ние, в котором в формах организации образовательной деятельности динамически модели­руется общекультурное, духовное, предметное, социальное и образовательное содер­жание жизнедеятельности студента и школьника, осуществляется транс­формация его учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.
4. Ролево-игровой проект – форма организации обучающей и воспитывающей деятельности учителя и познавательной деятельности обучающихся, при которой на основании выявленной проблемы, связанной с повседневной жизнью участников проектной группы, моделируются игровые ситуации и разыгрываются ролевые игры, включающие в себя проектирование цели, целесообразных задач и ожидаемого результата, связанного с решением выявленной проблемы.
Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Возможна классификация проектов по:
•  тематическим областям;
•  масштабам деятельности;
•  срокам реализации;
•  количеству исполнителей;
•  важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
•  в определенной степени неповторимы и уникальны;
•  направлены на достижение конкретных целей;
•  ограничены во времени;
•  предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:
•  Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
•  Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
•  Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т. д.
•  Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности,но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.




Образовательная технология педагогических мастерских.

Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях.
Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся.
Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат.
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.
Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские».

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

• актуализации и систематизации субъективных знаний;
• объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.
Основой активного получения новых знаний в любой сфере, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
2. Право каждого участника на ошибку.
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
право выбора на разных этапах мастерской ;
право самостоятельности действий;
право не участвовать на этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности , что стимулирует творческий процесс.
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5-6 классах.

Формирование универсальных учебных действий
на уроках информатики в 5-6 классах.
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на изучение  других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащегося.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличием специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.
Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:
Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.
Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых способов самореализации например: создание собственного сайта - самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:
  • Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
В состав познавательных УУД можно включить:
  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.
  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат -моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент.
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем.
Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.
Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.
Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.
Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.
Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования.
Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.
Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.
Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. 
курс инфррматики в 5-6 классах имеет выраженную направленность на формирование развитие системы УУД. 
развитие УУД в основной школе должно осуществляться в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:
  1.  средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;
  2. инструмента познания за счет формирования навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
  3. средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
  4. средства развития личности за счет формирования навыков культуры общения;
  5. эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
На уроках информатики учащиеся совершенствуют свои умения  и навыки работы в ИОС, важными компонентами которой выступают оборудование кабинета информатики и учебно-методический комплекс по информатике, в том числе электронные компоненты.


Конструирование современного урока информатики


Таблица - конструктор на тему: "Алгоритм"



Начало урока
Приветствие, проверка присутствующих. Обращение внимания детей на доску, на которой записан ряд слов. Из данных слов дети должны определить тему урока.
  1. Последовательность
  2. Действия
  3. Результат
  4. Исполнитель
Ассоциативный ряд
Актуализация знаний
Детям предлагается игра, которая заключается в том, что учитель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Слово от учителя: ГВОЗДЬ.
Я беру тебя с собой
(слова начинаются на букву: Г).
Изучение нового материала
Учащимся дают таблицы из трех колонок.  В первую колонку они должны написать то, что они уже знаю о данной теме. Во второй колонке то, что хотели бы узнать. И третья колонка заполняется учащимися после изучения нового материала, они должны записать то, что узнали нового по теме урока.
ЗХУ
Обсуждение и решение проблем
Учащиеся делятся на две группы и получают задание. Которое состоит в том, что они должны определить какой пункт алгоритма потерялся и, подумав записать его в нужном месте.
Маша-растеряша
Решение учебных задач
Детям предлагается подумать и решить какими по их мнению, свойствами должен обладать любой алгоритм. Далее им  выдаются памятки на которых записаны все свойства алгоритма.
Создай паспорт
Контроль знаний, обратная связь
Учащимся предлагается подумать в течение одной минуты и сказать, что они усвоили на данном этапе урока из новой темы.
Рюкзак
Формирование умения задавать вопросы
На доске записаны слова: «Хочу спросить…» и «Я удовлетворен…» или «Я не удовлетворен, потому что…».
Учащиеся должны задать интересующий их вопрос по изучаемой теме с первых слов записанных на доске и после того как учитель даст ему ответ он должен ответить удовлетворил ли его ответ или нет.
Хочу спросить
Рефлексия
Ученикам предлагается написать телеграмму соседу по парте, в которой он должен изложить всё то, что он уяснил на уроке по данной теме. Затем они должны обменяться телеграммами и прочитав передать учителю.
Телеграмма