Интеллект-карты становятся все более популярными. И не случайно. Этот инструмент мышления позволяет превратиться из плохого студента в гения.
Тони Бьюзен, автор метода и самого термина в своей книге “Супермышление” приводит несколько примеров, когда ребенок, считавшийся необучаемым, используя интеллект-карты показал достаточно высокий уровень мышления. Этот инструмент позволил ему максимально использовать свой мозг и достичь, казалось бы, недостижимого.
Суть метода интеллект-карт заключается в том, чтобы выделив центральное понятие, построить радиантные ассоциации. Бьюзен так и называет этот процесс – радиантное мышление. Бывает, что интеллект-карты путают со структурными схемами. Но это не одно и то же. Структурные схемы, так же как и любой другой деловой или научный текст рано или поздно наводят скуку и отторжение восприятия. Интеллект-карты же, напротив, должны способствовать увлеченному поиску ассоциаций. Для того, чтобы лучше запомнить, понять, разобраться в глубинных, иногда скрытых и не видимых на поверхности, знаниях.
Каждое ассоциативное понятие, в свою очередь, может стать центральным понятием для новой интеллект-карты. Процесс можно продолжать бесконечно… Важно, чтобы ассоциации рождались быстро, легко. Желательно максимально использовать изображения. Если нужно все же выразить ассоциацию словами, то записывать в ИК только ключевое понятие. Одно слово или устойчивое словосочетание, например, научный термин. Если вдруг возник так называемый ступор и ассоциации не приходят в голову, ничего страшного, нужно оставить пустые лучи. Таким образом мы провоцируем мозг на поиск новых вопросов для изучения или проблем для исследования.
В своей преподавательской деятельности я начала использовать интеллект-карты совсем недавно. Тем не менее, на себе уже ощутила преимущества. Вот, например, начатая карта по дисциплине “Операционные системы и оболочки”. Постепенно я планирую заполнить ее, то есть построить свою интеллект-карту на каждый топик (ответвление). Ну и, конечно, добавить соответствующие изображения, разъяснения и прочее…
Конечно, лучше строить карты на бумаге с помощью фломастеров, ручек, карандашей. Но я, например, так привыкла оформлять все на компьютере, что хочу использовать его и для построения интеллект-карт. Есть масса программ и он-лайн сервисов, позволяющих делать это. В отдельных постах постараюсь описать наиболее, на мой взгляд, удобные.
Интеллект-карты для начальной школы Личный опыт использования. Для подготовки докладов по результатам исследовательской работы в начальной школе я решила изучить с детьми метод интеллект-карт. Описан первый этап, когда дети только учатся строить интеллект-карту.
Анна, большое спасибо за оптимально полезную информацию в удобном, понятном изложении :)! Я учитель начальных классов и зам. директора по УВР в одном лице. Уже встречалась с информацией об интеллект-картах. Как по-вашему,можно ли и нужно ли использовать их в процессе обучения в 1-4 классах?
Обязательно! Информация визуально ребенком воспринимается значительно лучше. Взять к примеру букварь. Как мы учили алфавит. Возле каждой буквы был рисунок название которого начиналось с изучаемой буквой. Так у ребенка формировалась связь уже известного ему предмета с неизвестным символом. Интеллект карты построены по тому же принципу.
Вы знаете, Ольга, я сейчас экспериментирую со своими сыновьями-первоклашками. Для подготовки доклада по результатам исследовательской работы. Но эксперимент еще в процессе… Хотя автор интеллект-карт говорит что пятилетний ребенок справлялся. Наша учительница тоже заинтересовалась. Как только коференция по исследовательским работам пройдет, обязательно напишу пост об этом.
Анна, большое спасибо за оптимально полезную информацию в удобном, понятном изложении :)! Я учитель начальных классов и зам. директора по УВР в одном лице. Уже встречалась с информацией об интеллект-картах. Как по-вашему,можно ли и нужно ли использовать их в процессе обучения в 1-4 классах?
Обязательно! Информация визуально ребенком воспринимается значительно лучше. Взять к примеру букварь. Как мы учили алфавит. Возле каждой буквы был рисунок название которого начиналось с изучаемой буквой. Так у ребенка формировалась связь уже известного ему предмета с неизвестным символом. Интеллект карты построены по тому же принципу.
Вы знаете, Ольга, я сейчасэкспериментирую со своими сыновьями-первоклашками . Для подготовки доклада по результатам исследовательской работы. Но эксперимент еще в процессе… Хотя автор интеллект-карт говорит что пятилетний ребенок справлялся. Наша учительница тоже заинтересовалась. Как только коференция по исследовательским работам пройдет, обязательно напишу пост об этом.