Информационные технологии в образовании
Каталог статей
Информатизация образования
Персональный сайт учителя
Информационные технологии
Работа с видео
Презентации
Исследовательская работа в школе
Интернет-сервисы (Web 2.0)
Интеллект-карты
Интерактивная доска
Операционные системы
Windows
Linux
Программное обеспечение
Программирование
Все статьи блога

Интеллект-карты для начальной школы

Интеллект-карты призваны заставить ваш мозг думать! Они помогают лучше запоминать, с ними легче планировать. Так ли это? Насколько умным и образованным нужно быть, чтобы использовать столь передовой метод познания? Можно ли использовать интеллект-карты в начальной школе, наконец? В рамках этого поста я постараюсь ответить на это вопрос.

В комментарии к статье Как сделать интеллект-карту на компьютере Ольга спросила меня именно об этом, а можно ли и целесообразно ли использовать интеллект-карты для начальной школы? Этот вопрос и меня интересовал. Мне повезло в этом плане: без каких-либо проблем со сбоями в образовательном процессе я могу провести эксперимент. У меня два сына-близнеца пошли в этом году в первый класс. С ними я и провела эксперимент.

Как знают родители первоклашек, наши детки с самых первых дней в школе привлекаются к исследовательской деятельности. Лично я, мягко говоря, не отношусь к тем, кому это нравится. Но, в то же время, хочу, чтоб мои дети были не хуже других. А они сказали, что делать исследовательскую работу хотят (подробнее о том, как я отношусь к исследовательской работе учащихся начальной школы).

Итак, мы определились с темой, провели физический эксперимент, и даже продумали методологический аппарат нашего исследования. Осталось самое трудное — запомнить новые слова, особенно те, значение которых можно объяснить лишь в научных терминах.

Вот здесь-то мы и начали строить интеллект-карты. Саша провел исследование на тему «Свойства льда», а Миша — на тему «Свойства пара». Таким образом, мы попытались все вместе (понятно, что все мы делали вместе) изучить свойства воды в различных агрегатных состояниях.

Изучая метод интеллект-карт, мы начали просто с того, чтобы научиться выделять главное понятие. Дети с этим справляются. И неплохо. Каждый из них выделил в качестве основного понятия свою тему.

Дальше я сказала им, что нужно от центрального понятия рисовать лучи и на каждом из них размещать то, что тебе кажется очень важным в связи с этим понятием. Так я определила для них ассоциации. Ну и слово ассоциации тоже произнесла.

Итак, наблюдаю. Саша начал рисовать лучики и подписывать (очень медленно) их. Написал: гладкий, хрупкий. Потом мы с ним стали изучать новое, то, чего в школе им еще не рассказывали. Например, я задаю вопрос (одна из задач нашего исследования): «А что произошло с водой, когда ты поместил ее в морозилку?» Он отвечает: «Замерзла.»

- Почему?

- Потому что там холодно.

- Да. Вода замерзла. Процесс затвердевания воды называется кристаллизация. Повтори вместе со мной.

- Кристаллизация.

- Ты можешь нарисовать кристаллизацию?

- Да.

- Рисуй.

Он рисует бутылку. Одну бутылку нарисовал целой. Другую треснутой. Это мы в эксперименте проверяли возможность сохранить стеклянный сосуд от разрушения при замерзании воды, разместив в нем воздушную полость (резиновый шарик, слегка надутый с камешками).

В конце концов, в первом приближении мы нарисовали интеллект-карту и с Сашей, и с Мишей. Новые слова кристаллизация и плавление я подписала сама. У Миши это были слова парообразование и конденсация.

Что у нас получилось, можно посмотреть на этих рисунках.

интеллект-карты для начальной школы

Однако, следует помнить, что метод интеллект-карт заключается не только в составлении самой карты. Важно с ней работать. Спустя некоторое время, примерно через час, следует повторить ту информацию, для которой составлялась интеллект-карта. Затем на следующий день. И, спустя два-три дня.

Кроме того, через два-три дня стоит составить новую интеллект-карту по тому же материалу. Это способствует восстановлению в памяти уже усвоенной информации и дает возможность наметить пути исследования данного вопроса с новых позиций.

Итак, мы с Сашей и Мишей прошли пока первый этап составления интеллект-карт. Судя по тому, как им этот процесс нравится, думаю, что применять интеллект карты для начальной школы стоит хотя бы потому, что это им интересно. В результате мы уже вместе сделали презентации и выучили достаточно сложный текст. О результатах почитайте в статье «Исследовательские работы в начальной школе».

А здесь можно посмотреть, как это было (один фрагмент)…

 

Все статьи по этой теме
Исследовательская работа в школе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Полезный материал?
Поделись с друзьями!

InfoStarting © 2013-2017 Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта, автор которого — Анна Трефилова, доступны на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» .
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть получены на странице http://infostarting.ru/sample-page/.