Как организовать учебное исследование в начальной школе

cytological_study__1Зачем это надо?

ФГОС предполагает для обучающихся в начальной школе проведение исследовательской работы. Уже первоклассники должны участвовать в исследовательской деятельности и уметь защищать ее результаты. Для организации этой деятельности не предусмотрены уроки, вся работа выполняется дома с родителями. Эта статья призвана пролить свет на то, как организовать учебное исследование в начальной школе.

В семилетнем возрасте, согласно исследованиям психологов, у ребенка присутствует наглядно-образное мышление. Оперировать абстракциями он еще не способен. Следовательно, исследовательская деятельность должна быть направлена на изучение природы, то есть, материального мира. Теоретические исследования недоступны детям в этом возрасте.

Вместе с тем, дети начальной школы очень легко запоминают новые слова и термины, если смысл их им понятен. Значит, исследовательскую деятельность можно использовать для формирования понятийного аппарата школьника.

Пример организации учебного исследования в начальной школе

Приведем пример исследовательской работы первоклассника, в ходе которой школьник активно использовал методы научного познания.

Наблюдаем за природой

В результате наблюдений за природой получены факты: по утрам осенью на поверхности луж образуется ледяная корочка. Выдвинута гипотеза: чтобы получился лед, нужна вода. Руководитель задает вопрос: «Почему же летом нет ледяной корочки на лужах?» Гипотеза уточняется: чтобы получился лед, нужна вода и низкая температура (мороз). Как можно проверить эту гипотезу? Ребенок предлагает поставить воду в сосуде в морозильную камеру.

лужа с льдом

Начинаем экспериментировать

Для первого эксперимента используется стеклянная баночка с винтовой крышкой. Спустя сутки школьник достает из морозильной камеры банку, наполненную льдом. Причем крышка отвинчена, а лед шапкой выступает над краями банки. Новый факт: при замерзании вода расширяется. Новая гипотеза: если стеклянную банку с водой плотно закрыть, то при замерзании воды банка должна треснуть. Для проверки гипотезы проводится новый эксперимент: бутылку с узким горлом наполняют водой, плотно завинчивают винтовой крышкой, помещают в полиэтиленовый пакет (чтобы собрать разбитое стекло) и ставят в морозильную камеру. Через сутки вынимают разбитую бутылку с льдом внутри.

банка со льдом в учебном исследовании в начальной школе

 

Учимся делать выводы

Из полученных в последнем эксперименте фактов делают новые выводы. Если в садовой бочке оставить на зиму воду, то бочку разорвет льдом. Вода, замерзая в трещинах асфальта, увеличивает их, поэтому на дорогах есть большие ямы в асфальте. Новая проблема: можно ли как-то уберечь сосуд от разрыва при замерзании в нем воды?

Формулируем новые проблемы

Вспоминаем факты первого эксперимента: лед «нашел» себе место для расширения – выдавил винтовую крышку и «вылез» из банки. Значит, чтобы сосуд не разорвало расширяющимся льдом, нужно предусмотреть для льда какую-то полость, объем, который он мог бы занять при расширении. Хорошо, чтобы это был какой-то пузырь с воздухом. Выдвигается новая гипотеза: если в стеклянную бутылку с водой поместить кусочки изолона (он состоит из маленьких воздушных пузырьков), то при замерзании воды бутылка останется целой. Снова в морозильную камеру ставят стеклянную бутылку с водой, изолоном и плотной винтовой крышкой, помещенную в пакет. Через сутки вынимают разбитую расширившимся льдом бутылку.

эксперимент в учебном исследовании в начальной школе

учебное исследование в начальной школе

как организовать учебное исследование в начальной школеЧто делать, если гипотеза не подтверждается?

Гипотеза не подтвердилась. Возможно потому, что пузырьки в изолоне очень маленькие. Нужен большой пузырь. Может быть воздушный шарик? Очередная гипотеза: если в стеклянную бутылку с водой поместить слегка надутый воздушный шарик, внутрь которого положить несколько камешков, чтобы был поближе к дну бутылки, то вода при замерзании сожмет шарик, а бутылка останется целой. Эксперимент подтвердил последнюю гипотезу. В интернете прочитали, что садоводы на дно бочки кладут сетку, наполненную резиновыми мячиками и камнями, чтобы весной можно было собрать в нее талую воду и уберечь бочку от разрыва при перепадах температуры.

проверка гипотезы в учебном исследовании в начальной школе

проводим учебное исследование в начальной школе

гипотеза подтверждена

Тщательно фиксируем все, что делали

Каждый из этапов этой исследовательской работы фиксируют, делая фотографии экспериментальной установки и результатов эксперимента. Кроме того, записывают наблюдавшиеся факты. В конце исследования все готово для создания презентации на защиту. Конечно, презентацию на компьютере ребенок полностью сделать сам не сможет, но принять участие вполне способен, например, набирать текст, вставлять фотографии. По сути, учебное исследование в начальной школе должно обязательно иметь результат, который ученик защитит на научно-практической конференции. Если интересно посмотреть, какая презентация у нас получилась, то можно скачать ее здесь.

Готовимся к защите исследования

Для того, чтобы ребенку легче было подготовиться к устному выступлению, можно использовать метод интеллект-карт. Суть его заключается в построении такой карты самим ребенком. В центре изображают или пишут название основной идеи. Ребенок написал «Свойства льда». А дальше рисуют лучи от центрального понятия и подписывают их или рисуют все, что связано с этим понятием. На этой же карте взрослый может подписать новый термин: кристаллизация (замерзание воды). Когда карта составлена, ребенок рассказывает по ней о своем исследовании. Через день повторяет. Впоследствии, когда презентация уже готова, ему легче вспоминать, что нужно сказать, используя ассоциации из построенной им интеллект-карты.интеллект-карта для учебного исследования в начальной школе

Почему нужно именно так?

Процесс научного познания, лежащий в основе исследовательской деятельности младшего школьника, должен подчиняться цикличному закону: факты – модель – следствие – эксперимент. Сколько итераций этого цикла будет пройдено, зависит от сложности темы исследования и от того, насколько гибко руководитель (родитель, учитель) может реагировать на новые открытия ребенка. Исследование окружающей природы позволяет школьнику быть активным исследователем, а не просто наблюдателем, которому потом еще предстоит вызубрить текст на защиту. К сожалению, в большинстве случаев именно так и происходит. Нельзя забывать, что абстрактное мышление только начинает формироваться в этом возрасте.

Откуда брать темы для исследования?

Дети в начальной школе еще не вышли из возраста почемучек. Каждое «почему?» может стать проблемой очередного исследования. Если эти исследования грамотно организовать, то у ребенка будет складываться естественно-научный стиль мышления: сделать вывод из наблюдаемых фактов, сформулировать гипотезу, проверить ее экспериментом, проанализировать полученные факты и так далее.

Сайт качественной учебно-методической литературы на украинском языке: нові зошити для 2 класу. Здесь можно найти также и школьные товары и детские книги.

И все-таки это серьезно

Следует обучать педагогов начальной школы экспериментальной деятельности, чтобы они могли обучить этому родителей своего класса. Кроме того, методологический аппарат исследования, который требуется оформить для результатов исследовательской работы, тоже представляет сложность для родителей. Тем не менее, грамотно организованное учебное исследование в начальной школе даст ребенку ощущение самостоятельности, уверенности в своих силах и поддержит его природную любознательность.

Все статьи по этой теме
Исследовательская работа в школе

Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!

Сумму можно указать любую.

Posted in Исследовательские работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.