Совсем недавно нас собрали на заседание кафедры для того, чтобы обсудить профессиональный стандарт педагога. Неудивительно, все таки будущих учителей обучаем в стенах нашего вуза. Довольно бурное обсуждение было, много интересного в этом стандарте описано. Некоторые положения, прямо скажем, вызвали даже негодование… Но обо всем по порядку.
Профессиональный стандарт педагога уже действует
Профстандарт педагога уже начал действовать. И хотим ли мы этого, или нет – по нему будут определять профпригодность учителей. Для учителей разных направлений, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций, прописаны как общие требования, так и частные, касающиеся специфики преподаваемого предмета.
В профстандарте педагога есть категории “должен” и категории “рекомендуется” при наличии необходимой базы. В нем перечислены психолого-педагогические компетенции, ИКТ-компетенции, требования к личностным качествам учителя. Довольно сурово некоторые моменты прописаны, но в то же время, получается, что учителю дается больше свободы и ответственности. Одной из функций этого стандарта названо преодоление технократического подхода к оценке труда педагога :).
ИКТ-компетентность педагога
Профессиональная ИКТ-компетентность заинтересовала меня особенно, так как этой темой давно увлеклась. Что понимает под этой компетентностью стандарт? Привожу дословно:
Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
Владение ИКТ-компетенциями рассматривается как часть того, что должен педагог по части “Обучение”. Подробно эти компетенции описаны в Приложении1 профессионального стандарта педагога. Перечень компетенций (в совокупности они и составляют эту самую ИКТ-компетентность) на данный момент избыточен, так как не все образовательные организации имеют материально-техническую базу для их реализации. Тем не менее, в планах государства – эту базу наполнить повсеместно. Следовательно, в ближайшем будущем перечень будет маркироваться словом должен.
Итак, профессиональная ИКТ-компетентность включает в себя общепользовательскую, общепедагогическую и предметно педагогическую ИКТ-компетентности. Каждый из этих компонентов включает в себя ИКТ-квалификацию, то есть в умении применять ИКТ-ресурсы.
Прочитайте сами профстандарт педагога
Рекомендую прочитать внимательно все, что касается ИКТ-компетентности, начиная со страницы 19
Дополнительное образование по вождению автомобиля можно получить в автошколе “Школа высшего водительского мастерства – Сертолово”. Кому интересно, смотрите виды обучения и цены в автошколе.
Радует то, что согласно самому стандарту, от учителя нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Поэтому, прописаны и пути, и способы овладения учителем этой самой профессиональной ИКТ-компетентностью. Среди прочего упоминается предоставление возможности освоения педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации. Правда нигде понятие “базовой ИКТ-компетентности” не раскрывается.
Думаю, что в ближайшем будущем пройдет лавина курсов повышения квалификации, направленных на формирование ИКТ-компетентности. Наш институт тоже такие курсы проводит. Например, мне приходилось преподавать подобное воспитателям дошкольных образовательных организаций. И опыт показывает, что больше половины персонала не владеют даже базовой ИКТ-компетентностью, как бы минимально ее не определили.
Может быть, стоит самостоятельно начать овладевать ИКТ-компетенцией?
Для тех, кто имеет компетенцию самообучения, предлагаю задавать вопросы в комментариях к этому посту. Пишите, чему бы вам хотелось научиться. Ставьте для меня проблему. А я постараюсь публиковать уроки (в том числе видео уроки) по интересующим вас, дорогие учителя и воспитатели, темам.
С уважением,
Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!
Сумму можно указать любую.
Одним из “грехов” преподователей я считаю мнение что “я должет преподовать, а дети учиться у меня” и нежелание признать то что дети умнее, и как следствие учиться некоторым вещам у них. В том что касаеться информационных технологий дети опережают нас уже с первых лет жизни. Единственное что им надо предоставить это возможность изучить и применить.
Согласна, дети многое умеют. Правда в большинстве своем – в области игр. Что же касается серьезной работы – увы. Мои наблюдения показывают, что не испытывают они желания делать на компьютере работу. Играть – пожалуйста. Но работать – не хочется. И речь не о преподавателях, а о школьных учителях и воспитателях дошкольных образовательных организаций. Для преподавателей стандарта еще нет
Доброго времени суток, Анна Трефилова!! Вот в том-то и дело, что наша администрация дала нам понять, что мы должны сами себя оборудовать( в группе д/с) и научиться самостоятельно в самое короткое время все делать
Здравствуйте, Елена. Это не только у вас так… От многих слышала.