Интеллект-карты призваны заставить ваш мозг думать! Они помогают лучше запоминать, с ними легче планировать. Так ли это? Насколько умным и образованным нужно быть, чтобы использовать столь передовой метод познания? Можно ли использовать интеллект-карты в начальной школе, наконец? В рамках этого поста я постараюсь ответить на это вопрос.
В комментарии к статье Как сделать интеллект-карту на компьютере Ольга спросила меня именно об этом, а можно ли и целесообразно ли использовать интеллект-карты для начальной школы? Этот вопрос и меня интересовал. Мне повезло в этом плане: без каких-либо проблем со сбоями в образовательном процессе я могу провести эксперимент. У меня два сына-близнеца пошли в этом году в первый класс. С ними я и провела эксперимент.
Как знают родители первоклашек, наши детки с самых первых дней в школе привлекаются к исследовательской деятельности. Лично я, мягко говоря, не отношусь к тем, кому это нравится. Но, в то же время, хочу, чтоб мои дети были не хуже других. А они сказали, что делать исследовательскую работу хотят (подробнее о том, как я отношусь к исследовательской работе учащихся начальной школы).
Итак, мы определились с темой, провели физический эксперимент, и даже продумали методологический аппарат нашего исследования. Осталось самое трудное – запомнить новые слова, особенно те, значение которых можно объяснить лишь в научных терминах.
Вот здесь-то мы и начали строить интеллект-карты. Саша провел исследование на тему “Свойства льда”, а Миша – на тему “Свойства пара”. Таким образом, мы попытались все вместе (понятно, что все мы делали вместе) изучить свойства воды в различных агрегатных состояниях.
Изучая метод интеллект-карт, мы начали просто с того, чтобы научиться выделять главное понятие. Дети с этим справляются. И неплохо. Каждый из них выделил в качестве основного понятия свою тему.
Дальше я сказала им, что нужно от центрального понятия рисовать лучи и на каждом из них размещать то, что тебе кажется очень важным в связи с этим понятием. Так я определила для них ассоциации. Ну и слово ассоциации тоже произнесла.
Итак, наблюдаю. Саша начал рисовать лучики и подписывать (очень медленно) их. Написал: гладкий, хрупкий. Потом мы с ним стали изучать новое, то, чего в школе им еще не рассказывали. Например, я задаю вопрос (одна из задач нашего исследования): “А что произошло с водой, когда ты поместил ее в морозилку?” Он отвечает: “Замерзла.”
– Почему?
– Потому что там холодно.
– Да. Вода замерзла. Процесс затвердевания воды называется кристаллизация. Повтори вместе со мной.
– Кристаллизация.
– Ты можешь нарисовать кристаллизацию?
– Да.
– Рисуй.
Он рисует бутылку. Одну бутылку нарисовал целой. Другую треснутой. Это мы в эксперименте проверяли возможность сохранить стеклянный сосуд от разрушения при замерзании воды, разместив в нем воздушную полость (резиновый шарик, слегка надутый с камешками).
В конце концов, в первом приближении мы нарисовали интеллект-карту и с Сашей, и с Мишей. Новые слова кристаллизация и плавление я подписала сама. У Миши это были слова парообразование и конденсация.
Что у нас получилось, можно посмотреть на этих рисунках.
Однако, следует помнить, что метод интеллект-карт заключается не только в составлении самой карты. Важно с ней работать. Спустя некоторое время, примерно через час, следует повторить ту информацию, для которой составлялась интеллект-карта. Затем на следующий день. И, спустя два-три дня.
Кроме того, через два-три дня стоит составить новую интеллект-карту по тому же материалу. Это способствует восстановлению в памяти уже усвоенной информации и дает возможность наметить пути исследования данного вопроса с новых позиций.
Итак, мы с Сашей и Мишей прошли пока первый этап составления интеллект-карт. Судя по тому, как им этот процесс нравится, думаю, что применять интеллект карты для начальной школы стоит хотя бы потому, что это им интересно. В результате мы уже вместе сделали презентации и выучили достаточно сложный текст. О результатах почитайте в статье “Исследовательские работы в начальной школе”.
А здесь можно посмотреть, как это было (один фрагмент)…
Все статьи по этой теме Исследовательская работа в школе