Программирование в Lazarus

Экзаменационные вопросы и задачи для студентов МОиАИС 1 курс 2 семестр

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

  1. Этапы решения задач на компьютере.
  2. Понятие алгоритма. Подходы к определению алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма.
  3. Понятие алгоритма. Понятие исполнителя. Система команд исполнителя.
  4. Понятие величины. Типы величин. Присваивание величин. Совместимость по присваиванию.
  5. Понятие о структурном программировании. Другие парадигмы программирования: сравнительная характеристика.
  6. Языки программирования. Алгоритмические языки (алфавит, синтаксис, семантика). Способы описания синтаксиса (язык металингвистических формул, синтаксические диаграммы).
  7. Интегрированная среда разработки приложений Lazarus.
  8. Структура программы Lazarus, элементы языка (алфавит). Понятие типа данных.
  9. Операции (арифметические, логические) на типах. Стандартные функции Lazarus. Выражения.
  10. Процедуры консольного ввода и вывода, управление вводом-выводом. Оператор присваивания. Совместимость по присваиванию.
  11. Условный оператор Lazarus. Оператор множественного ветвления (выбора).
  12. Циклы в Lazarus: с предусловием, с постусловием. Связь с другими циклами.
  13. Циклы в Lazarus: с параметром. Связь с другими циклами.
  14. Структурированные типы данных. Линейные массивы. Примеры задач.
  15. Структурированные типы данных. Двумерные массивы. Примеры задач.
  16. Сортировка массивов. Обзор методов.
  17. Подпрограммы в Lazarus. Основные способы передачи параметров в подпрограмму, их сравнение.
  18. Подпрограммы в Lazarus. Область видимости. Локальные и глобальные идентификаторы.
  19. Процедуры и функции. Организация и вызов. Примеры.
  20. Простые типы данных в Lazarus.
  21. Структурированные типы данных. Строковый тип данных в Lazarus: основные процедуры и функции, примеры.
  22. Компонент Memo, назначение, правила использования, основные свойства компонента. Ввод и вывод числовых данных с помощью компонента Memo.
  23. Логический тип данных. Использование в программе. Операции сравнения. Логические операции. Побитовые операции с целыми числами.
  24. Тип данных запись. Способы работы с записями и их полями в коде. Упакованные и неупакованные записи.
  25. Возможности интегрированной среды разработки Lazarus по организации и использования диалогов, диалоговых окон.
  26. Технология отладки приложений в  интегрированной среде разработки Lazarus. Исключительные ситуации.
  27. Графические возможности Lazarus.
  28. Объектно-ориентированное программирование. Компоненты в Lazarus.
  29. Реализация индивидуального проекта в Lazarus.

 

ЗАДАЧИ

  1. Найти разность между суммой всех двузначных чисел, значения которых четны, и суммой всех чисел, значения которых кратны 5.
  2. Произведение среднего арифметического всех отрицательных элементов массива на количество нулевых элементов.
  3. Задана строка с произвольными символами, содержащая не более 100 символов. Заменить все буквы ‘j’в строке на знак плюс, а букву (по желанию пользователя) – на знак равенства.
  4. Задан массив целых чисел. Определить: сумму всех отрицательных элементов массива, меньших заданного числа с индексом кратным 3.
  5. Задан массив целых чисел. Определить: сумму всех элементов, значения которых кратны 5, а индекс кратен 3.
  6. Создать приложение, позволяющее отображать в Мемо информацию о пассажирах, купивших билеты в купейный/ плацкартный/ спальный вагон (в зависимости от выбранной радиокнопки).
  7. Создать приложение, позволяющее отображать в Мемо информацию о пассажирах, купивших билеты в вагон Z, номера мест с Р по К. Просмотр записей производить на форме 2.
  8. Создать приложение, позволяющее устанавливать количество столбцов и строк таблицы StringGrid равными числам, вводимым пользователем. А также, позволяющее изменять цвет символов в таблице на выбранный пользователем.
  9. Создать приложение, позволяющее менять произвольным образом значение из списока ComboBox.

    Рис. 1. Простейший калькулятор

    Рис. 1. Простейший калькулятор

  10. Сформировать список группы студентов, каждая запись которого имеет следующую структуру: фамилия, имя, отчество, пол. Напечатать список студентов одного роста.
  11. Создать программу, реализующую тест. На форме отображается текст вопроса и предлагаются варианты ответов. Пользователь выбирает один из них. По нажатию на кнопку Далее отображается второй вопрос с вариантами ответов. По окончании тестирования программа подсчитывает результаты и выставляет оценку. Разработать порядка 10 вопросов.
  12. Составить программу – простейший калькулятор, который умеет выполнять арифметические действия, взятие корня и вычисление процента. Внешний вид может быть примерно таким, как представлено на рис.1.
  13. Написать программу – инженерный калькулятор. Внешний вид примерно как на рис. 2.

    калькулятор1

    Рис. 2. Инженерный калькулятор

  14. Написать программу – для рисования простейших геометрических фигур: прямоугольника, эллипса, линии.
  15. Написать программу для рисования линии выбранным стилем и цветом.
  16. Написать программу для рисования эллипса заданным цветом и стилем линии.
  17. Написать программу для рисования и заливки прямоугольника выбранным цветом.
  18. Составить программу – заполнение списка (раскрывающегося и нераскрывающегося) значениями.
  19. Составить программу – простейший текстовый редактор.
  20. Поместить на форму следующие компоненты: две радиокнопки RadioButton1 и RadioButton2. Написать программу, которая подсчитывает сколько раз выбрана первая кнопка RadioButton1 и вторая кнопка RadioButton2 из десяти возможных выборов.
  21. Реализовать программу «Прыгающая кнопка». Программа создает кнопку на которую нельзя никак нажать.
  22. Реализовать программу «Вычисление площади прямоугольника».
  23. Реализовать программу «Перемещение объекта над другими объектами и в пределах формы».
  24. Реализовать программу «Справочник цветов».
  25. Реализовать программу «Светофор».
  26. Реализовать программу «Картина» (солнце с меняющимися лучами, небо, трава).
  27. Реализовать программу «Ткущее время и дата» (в текстовой интерпретации).
  28. Реализовать программу «Работа с таймером». Например, электронные часы, значение времени на которых обновляется каждую секунду, отслеживаемую таймером.
  29. Реализовать программу, позволяющую определить нажатую клавишу.

Скачать вопросы можно здесь.

Вариант с обновленными задачами скачать здесь.

Posted in Учебно-методические материалы.

3 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.