профессиональный стандарт педагога

Как мы обсуждали профессиональный стандарт педагога

Совсем недавно нас собрали на заседание кафедры для того, чтобы обсудить профессиональный стандарт педагога. Неудивительно, все таки будущих учителей обучаем в стенах нашего вуза. Довольно бурное обсуждение было, много интересного в этом стандарте описано. Некоторые положения, прямо скажем, вызвали даже негодование… Но обо всем по порядку.

профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога уже действует

Профстандарт педагога уже начал действовать. И хотим ли мы этого, или нет – по нему будут определять профпригодность учителей. Для учителей разных направлений, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций, прописаны как общие требования, так и частные, касающиеся специфики преподаваемого предмета.

В профстандарте педагога есть категории “должен” и категории “рекомендуется” при наличии необходимой базы.  В нем перечислены психолого-педагогические компетенции, ИКТ-компетенции, требования к личностным качествам учителя. Довольно сурово некоторые моменты прописаны, но в  то же время, получается, что учителю дается больше свободы и ответственности. Одной из функций этого стандарта названо преодоление технократического подхода к оценке труда педагога :).

ИКТ-компетентность педагога

Профессиональная ИКТ-компетентность заинтересовала меня особенно, так как этой темой давно увлеклась. Что понимает под этой компетентностью стандарт? Привожу дословно:

Профессиональная ИКТ-компетентность:  квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Владение ИКТ-компетенциями рассматривается как часть того, что должен педагог по части “Обучение”. Подробно эти компетенции описаны в Приложении1 профессионального стандарта педагога. Перечень компетенций (в совокупности они и составляют эту самую ИКТ-компетентность) на данный момент избыточен, так как не все образовательные организации имеют материально-техническую базу для их реализации. Тем не менее, в планах государства – эту базу наполнить повсеместно. Следовательно, в ближайшем будущем перечень будет маркироваться словом должен.

Итак, профессиональная ИКТ-компетентность включает в себя общепользовательскую, общепедагогическую и предметно педагогическую ИКТ-компетентности. Каждый из этих компонентов включает в себя ИКТ-квалификацию, то есть в умении применять ИКТ-ресурсы.

Прочитайте сами профстандарт педагога

Рекомендую прочитать внимательно все, что касается ИКТ-компетентности, начиная со страницы 19 профессионального стандарта педагога. Здесь я не буду все перечислять, скажу только, что когда мы все это заслушивали, а потом обсуждали, поняли, что далеко не все педагоги имеют достаточно сформированную ИКТ-компетентность. Даже в тех случаях, когда требования ФГОС к материально-техническому оснащению образовательной организации соблюдены.

Дополнительное образование по вождению автомобиля можно получить в автошколе “Школа высшего водительского мастерства – Сертолово”. Кому интересно, смотрите виды обучения и цены в автошколе.

Радует то, что согласно самому стандарту, от учителя нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Поэтому, прописаны и пути, и способы овладения учителем этой самой профессиональной ИКТ-компетентностью. Среди прочего упоминается предоставление возможности освоения педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации. Правда нигде понятие “базовой ИКТ-компетентности” не раскрывается.

Думаю, что в ближайшем будущем пройдет лавина курсов повышения квалификации, направленных на формирование ИКТ-компетентности. Наш институт тоже такие курсы проводит. Например, мне приходилось преподавать подобное воспитателям дошкольных образовательных организаций. И опыт показывает, что больше половины персонала не владеют даже базовой ИКТ-компетентностью, как бы минимально ее не определили.

Может быть, стоит самостоятельно начать овладевать ИКТ-компетенцией?

Для тех, кто имеет компетенцию самообучения, предлагаю задавать вопросы в комментариях к этому посту. Пишите, чему бы вам хотелось научиться. Ставьте для меня проблему. А я постараюсь публиковать уроки (в том числе видео уроки) по интересующим вас, дорогие учителя и воспитатели, темам.

С уважением, Анна Трефилова

Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!

Сумму можно указать любую.

Posted in Информатизация образования and tagged .

4 Comments

  1. Одним из “грехов” преподователей я считаю мнение что “я должет преподовать, а дети учиться у меня” и нежелание признать то что дети умнее, и как следствие учиться некоторым вещам у них. В том что касаеться информационных технологий дети опережают нас уже с первых лет жизни. Единственное что им надо предоставить это возможность изучить и применить.

    • Согласна, дети многое умеют. Правда в большинстве своем – в области игр. Что же касается серьезной работы – увы. Мои наблюдения показывают, что не испытывают они желания делать на компьютере работу. Играть – пожалуйста. Но работать – не хочется. И речь не о преподавателях, а о школьных учителях и воспитателях дошкольных образовательных организаций. Для преподавателей стандарта еще нет

  2. Доброго времени суток, Анна Трефилова!! Вот в том-то и дело, что наша администрация дала нам понять, что мы должны сами себя оборудовать( в группе д/с) и научиться самостоятельно в самое короткое время все делать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.