Глобальные вычислительные сети. Архитектура. Принципы организации.
Интернет-технологии. Состав и принципы Интернет-технологий. Применение Интернет-технологий в образовательном процессе учителем и учеником.
Экзаменационные вопросы
Классификация операционных систем (по количеству задач, по интерфейсу, по способу построения). Виды многозадачности.
Операционные системы семейства DOS. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Операционные системы семейства Windows. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Unix подобные операционные системы. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Операционные системы на ядре Linux. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Виды программного обеспечения. Свободное, бесплатное и условно бесплатное программное обеспечение. Коммерческие продукты. Правовой аспект использования программного обеспечения в образовательном процессе.
Преимущества и недостатки операционной системы Linux в образовательном процессе средней школы. Анализ пакетов свободного программного обеспечения, рекомендуемых Министерством образования РФ.
Безопасность и надежность информации и информационных потоков. Задачи безопасности. Диагностика и восстановление операционных систем после отказов.
Безопасность и надежность информации и информационных потоков. Классификация программ, предназначенных для обеспечения безопасности операционных систем. Программы-антивирусы.
Управление локальными вычислительными сетями. Протоколы SNMP и CMIP.
Назначение и организация VPN сети. Настройка VPN в разных операционных системах.
Глобальные вычислительные сети. Архитектура. Принципы организации.
Характеристика сети Интернет.
Семейство протоколов TCP/IP.
Интернет-технологии. Состав и принципы Интернет-технологий. Применение Интернет-технологий в образовательном процессе учителем и учеником.
Поисковые системы. Сервисы для создания сайтов, блогов. Электронная почта. Анализ популярных сервисов. Возможности использования в образовательном процессе.
Принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет. Интерактивные возможности современного сайта учителя.
Мультимедиа технологии. Принципы использования в образовательном процессе. Требования к созданию мультимедиа ресурсов. Правовой аспект использования мультимедиа ресурсов.
Классификация мультимедиа ресурсов. Технология разработки мультимедиа ресурса. Анализ доступных программ для обработки мультимедиа.
Понятие подкаста и скринкаста. Анализ доступных программ для создания подкаста и скринкаста.
Цифровая обработка изображений. Методы создания анимированных изображений. Gif анимация, как простейший вид анимации. Анализ доступных программ для создания gif анимации.
Цифровая обработка аудио. Нелинейный аудио монтаж. Основные методы обработки цифрового аудио сигнала.
Цифровая обработка видео. Нелинейный видео монтаж. Популярные видео форматы.
Практические задания к экзамену
В операционной системе Linux создать нового пользователя, имеющего login: ваше_имя, password: ваш_пароль.
Изменить параметры автовхода в систему Linux так, чтобы автоматически вход осуществлялся для выбранного вами пользователя.
В операционной системе Linux установить дополнительную программу для обработки видео Avidemux.
В операционной системе Linux настроить дату и время.
Отформатировать флеш накопитель и разбить его на два раздела в операционной системе Linux.
Поменять фоновое изображение рабочего стола в операционной системе Linux.
Поменять тему оформления рабочего стола в операционной системе Linux.
Разместить цифровые часы на рабочем столе в операционной системе Linux.
Создать свой аккаунт в Google. Разместить аватар, настроить почту.
Создать свой блог в Google. Написать хотя бы одну статью в созданный блог. Оставить комментарий к ней.
Создать свой сайт в Google на базе готового шаблона. Предусмотреть в нем страницу «об авторе», где написать о себе.
Создать свой сайт на любом бесплатном хостинге. Разместить на нем мультимедиа контент – скринкаст, подкаст, видео – на выбор.
Изменить настройки Интернет браузера так, чтобы скачиваемые из Интернета файлы размещались в каталоге …/домашняя папка/ваше_имя.
Установить в Интернет браузере FireFox плагин AdBlock, который позволяет блокировать показ рекламы на сайтах.
Изменить настройки Интернет браузера так, чтобы не отображались рисунки на загружаемом сайте.
Запретить в настройках Интернет браузера загрузку JavaScript.
Поменять тему оформления Интернет браузера.
Создать gif анимацию в Gimp.
Создать простейший видеоролик, используя данные видео файлы.
Склеить файл подкаста из данных аудио файлов.
Сделать скриншот экрана любым способом.
Создать логотип для вашего сайта.
Создать иконку для заголовка сайта.
Создать скринкаст работы в какой-либо программе на ваше усмотрение.
6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
Студенты изучают материал лекций. Они должны знать термины и положения, уметь самостоятельно решать прикладные задачи пользователя операционной системы, сети, Интернет, изучить литературу, рекомендованную в плане семинарских занятий.
На лабораторных занятиях студенты работают с компьютером под руководством преподавателя. После выполнения лабораторного практикума у каждого студента должны быть сформированы умения, связанные с решением прикладных задач пользователя по установке, администрированию, обеспечению безопасности операционных систем Windows и Linux. Кроме того, лабораторные работы призваны помочь студенту овладеть способами создания информационных и интерактивных интернет ресурсов, навыками обмена информацией с использованием различных интернет сервисов, способами использования мультимедиа-оболочек и технологий, создания мультимедиа-приложений. Для успешного овладения студенту требуется самостоятельно изучать теоретические вопросы, предлагаемые в соответствующей лабораторной работе.
Используются электронные версии лекционного курса и практических заданий лабораторного практикума.
7. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов
Один из вариантов оформления рейтинг-плана:
Дисциплина/преподаватель/семестры
Объем аудиторной работы
Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы
Максимальное (норматив) количество баллов
Поощрение
Штрафы
Итоговая форма отчета (мин. балл)
лк
сем
лаб
КСР
Операционные системы, сети и Интернет технологии
20
20
18
14
1. Контроль посещаемости лекций2. Контроль посещаемости семинарских занятий
3. Работа на семинарских занятиях
4. Контроль посещаемости лабораторных занятий
5. Выполнение заданий лабораторных работ
Контрольные мероприятия
1. балл за контрольную работу
2. баллы за рабочую тетрадь
3. баллы за подготовку проектов
Компенсационные мероприятия
1.Письменный реферат по темам практических занятий
20
20
15
18
54
3
3
3
3
+ 1 балл за до-полнения;+ 3 балла за подготовку дополнительного дидактического материала
– 1 балл за не-посещение акад. часа- 3 балла за неготовность или отсутствие на семин. занятии
– 3 балла за невыполнение в установленные сроки
Допуск к экзамену
ИТОГО
136 (без компенсации)
97 (70%)
8. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине
Рекомендуемая основная литература
Агапонов С В Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с. — (ИиИКТ). – ISBN 978-5-9775-0505-5. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=350822
Виснадул Б. Д. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие / Б.Д.Виснадул, С.А.Лупин, С.В. Сидоров.; Под ред. Л.Г.Гагариной – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. – 272 с.: ил.; 60×90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0294-3, 2000 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=364233
Партыка Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2010. – 544 с.: ил.; 60×90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-429-0, 2000 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=224882
Шаньгин В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 416 с.: ил.; 60×90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0331-5, 1000 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=423927
Рекомендуемая дополнительная литература
Баранов А. Е. Интернет-психология / А.Е. Баранов. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 264 с.: 84×108 1/32. – (Практическая психология). (обложка) ISBN 978-5-369-01000-6, 500 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=390625
Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электроный ресурс] / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. – 2-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-394-01685-1. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=430429
9. Перечень ресурсов сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины