1.1. Цель, задачи и проектируемые задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» заключается в формировании у будущего учителя информатики совокупности знаний и представлений
об операционных системах, их видах и особенностях;
об Интернет-технологиях;
о возможности и принципах функционирования компьютерных сетей;
об организации доступа к распределенным данным;
об организации в единое целое разнородной информации, представленных в различных форматах;
об обеспечении активного воздействия человека на эти данные в режиме реального времени.
В ходе изучения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» решаются следующие задачи.
Сформировать у студентов понимание роли стандартов представления информации и протоколов передачи данных для объединения в единое целое разнородных информационных ресурсов.
Сформировать у студентов понятия о современных операционных системах.
Сформировать у студентов понятия о компьютерных сетях, о программном обеспечении компьютерных сетей.
Сформировать у студентов понятие об Интернет-технологиях, о взаимосвязанности и взаимозависимости сетевого программного и аппаратного обеспечения Интернет-технологий.
Обучить студентов методам разработки мультимедийных сетевых информационных ресурсов и умения разрабатывать простейшие сетевые приложения, основанные на архитектуре клиент-сервер.
Обучить студентов эффективному применению компьютерных сетей и Интернет-технологий в учебном процессе, в том числе работе с информационными ресурсами образовательного назначения.
Развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.
Проектируемые результаты освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» обучающийся должен:
знать:
возможности администрирование операционных систем на уровне пользователя;
принципы построения компьютерных сетей;
протоколы и технологии передачи данных в сетях;
состав и принципы функционирования Интернет-технологий;
принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет;
принципы создания мультимедиа-продуктов и использования мультимедиа-технологий;
уметь:
разрабатывать и использовать мультимедийные сетевые информационные ресурсы;
разрабатывать простейшие сетевые приложения, основанные на архитектуре клиент-сервер;
работать в сети Интернет с поисковыми системами, с различными службами;
пересылать информацию по сети;
владеть:
способами создания информационных и интерактивных Интернет-ресурсов;
навыками обмена информацией с использованием различных Интернет-сервисов;
способами использования мультимедиа-оболочек и технологий, создания мультимедиа-приложений.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОПК-3, ПК-2.
Студент:
ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ПК-2: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
Проектируемые дисциплинарные результаты сформированности компетенций
Студент:
Результат ОК-1: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», формирующие культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
Результат ОПК-3: владеет терминологическим аппаратом дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», определяющим основы речевой профессиональной культуры педагога;
Результат ПК-2: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», и готов применять их в современных методиках и технологиях, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы по семестрам
Зачетные единицы
Часы
Общая трудоемкость
5
180
Семестр 1
Трудоемкость
5
180
Аудиторные занятия (всего)
2
72
В том числе:
Лекции
20
Лабораторные работы
18
Практические занятия / Семинары
20
КСР
14
Другие виды аудиторной работы
Самостоятельная работа (всего)
2
72
В том числе:
Работа с рабочими тетрадями
Подготовка к коллоквиуму
Подготовка к «круглым столам»
Работа над презентационными проектами по курсу
Вид промежуточной аттестации – экзамен
1
36
1.3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ПК-2: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
2. Содержание дисциплиныпо разделам (модулям)
Модуль 1. Операционные системы
Раздел 1. Основные понятия операционных систем, принципы их построения и функционирования
Содержание раздела: Назначение, функции и архитектура операционных систем. Операционные системы семейства Windows и Linux
Раздел 2. Безопасность операционных систем
Содержание раздела: Безопасность и надежность. Диагностика и восстановление ОС после отказов
Модуль 2. Компьютерные сети
Раздел 1. Локальные вычислительные сети
Содержание раздела: Принципы построения локальных вычислительных сетей. Управление ЛВС. Протоколы SNMP и CMIP
Раздел 2. Глобальные вычислительные сети
Содержание раздела: Принципы организации глобальных вычислительных сетей. Характеристика сети Интернет. Семейство протоколов TCP/IP.
Модуль 3. Интернет-технологии
Раздел 1. Интернет сервисы
Содержание раздела: Состав и принципы функционирования Интернет-технологий. Принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет.
Раздел 2. Мультимедиа в Интернет-технологиях
Содержание раздела: Принципы создания мультимедиа-продуктов и использования мультимедиа-технологий.
3.Методические рекомендации для преподавателя
Рекомендации по тематическому планированию
При тематическом планировании целесообразно придерживаться следующей последовательности. Начать изучение курса нужно с модуля «Операционные системы», с целью систематизации имеющихся знаний студентов и формирования новых знаний, необходимых студентам для плодотворной работы на компьютере в разных операционных системах. Далее следует изучить модуль «Компьютерные сети». Закончить изучение дисциплины модулем «Интернет технологии».
На лекционных занятиях следует раскрыть основные принципы построения и функционирования операционных систем, компьютерных сетей, интернет технологий. Дать обзор существующих интернет сервисов, доступных пользователю. Особое внимание обратить на сервисы, которые целесообразно применять учителю в своей работе.
Рекомендации методологического характера
При изучении модуля «Операционные системы» особое внимание следует обращать на конкретные решения прикладных задач администрирования в ОС системах семейств Windows и Linux. Важный раздел «Безопасность операционных систем» требует обзора свежей информации о методах безопасности и антивирусных программах. Изложение модуля «Компьютерные сети» следует вести традиционно. Модуль «Интернет технологии» следует
изучать непосредственно в глобальной сети Интернет. Для этого нужно использовать компьютер с выходом в Интернет и проектор.
Методические рекомендации
На лекционных занятиях желательно рассматривать все теоретические аспекты дисциплины. Администрирование операционных систем и интернет сервисы лучше изучать непосредственно на компьютере. Для этого можно использовать обучающие виды лабораторных работ или использовать мультимедиа технологии в рамках лекции. На семинарские занятия можно выносить темы классических прикладных задач: протоколы сетей разного рода, обзор антивирусных программ, рынок операционных систем. Для реализации интерактивной составляющей учебного плана следует организовать работу студентов над созданием проекта, посвященного операционным системам, сетям и интернет технологиям. Это может быть, к примеру, разработка и создание действующего сайта группы, ориентированного, прежде всего, на возможность обмена информацией между студентами.
4.Общие методические рекомендации для студентов
Студенты изучают материал лекций. Они должны знать термины и положения, уметь самостоятельно решать прикладные задачи пользователя операционной системы, сети, Интернет, изучить литературу, рекомендованную в плане семинарских занятий.
На лабораторных занятиях студенты работают с компьютером под руководством преподавателя. После выполнения лабораторного практикума у каждого студента должны быть сформированы умения, связанные с решением прикладных задач пользователя по установке, администрированию, обеспечению безопасности операционных систем Windows и Linux. Кроме того, лабораторные работы призваны помочь студенту овладеть способами создания информационных и интерактивных интернет ресурсов, навыками обмена информацией с использованием различных интернет сервисов, способами использования мультимедиа-оболочек и технологий, создания мультимедиа-приложений. Для успешного овладения студенту требуется самостоятельно изучать теоретические вопросы, предлагаемые в соответствующей лабораторной работе.
Используются электронные версии лекционного курса и практических заданий лабораторного практикума.
5. Лабораторные работы оформлены в виде приложения к настоящей учебной программе.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, оборудованный персональными компьютерами с процессорами Intel типа Celeron или им подобными с операционной системой Windows или Linux и выходом в интернет, объединенными в локальную сеть. Свободное программное обеспечение: VirtualBox, OpenOffice (для оформления отчетов).
Каждому компьютеру должен быть обеспечен доступ к интернет сервисам Google и Yandex.
7.Рекомендуемая основная литература
Агапонов С В Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с. — (ИиИКТ). – ISBN 978-5-9775-0505-5. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=350822
Виснадул Б. Д. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие / Б.Д.Виснадул, С.А.Лупин, С.В. Сидоров.; Под ред. Л.Г.Гагариной – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. – 272 с.: ил.; 60×90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0294-3, 2000 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=364233
Партыка Т. Л. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2010. – 544 с.: ил.; 60×90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-429-0, 2000 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=224882
Шаньгин В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 416 с.: ил.; 60×90 1/16. – (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0331-5, 1000 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=423927
8.Рекомендуемая дополнительная литература
Баранов А. Е. Интернет-психология / А.Е. Баранов. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 264 с.: 84×108 1/32. – (Практическая психология). (обложка) ISBN 978-5-369-01000-6, 500 экз. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=390625
Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электроный ресурс] / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. – 2-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-394-01685-1. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=430429
9. Фонд оценочных средств
Проектируемые дисциплинарные результаты освоения компетенций.
Результат ОК-1: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», формирующие культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
Классификация операционных систем (по количеству задач, по интерфейсу, по способу построения). Виды многозадачности.
Операционные системы семейства DOS. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Операционные системы семейства Windows. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Unix подобные операционные системы. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Операционные системы на ядре Linux. Особенности файловой системы. Принципы построения и функционирования. Архитектура операционной системы.
Технологии Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. Характеристика, анализ, тенденции.
Социальные сети в образовании.Возможности, проблемы, анализ.
Принципы организации дистанционного обучения. Система управления обучением Moodle.
В операционной системе Linux создать нового пользователя, имеющего login: ваше_имя, password: ваш_пароль.
В операционной системе Linux установить дополнительную программу (по заданию преподавателя).
В операционной системе Linux настроить дату и время.
Отформатировать флеш накопитель и разбить его на два раздела в операционной системе Linux.
В консоли Linux перейдите в домашний каталог, в котором создайте каталог exam. В каталоге exam создайте файл, содержащий Ваше имя и фамилию. Скопируйте его в домашний каталог.
В консоли Linux перейдите в домашний каталог, в котором создайте каталог exam. В каталоге exam создайте 5 файлов с произвольным именем. Удалите файлы и каталог exam.
Поменять тему и фоновое изображение рабочего стола в операционной системе Linux.
Пороговый уровень: воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание. Оценка «удовлетворительно».
Вопросы и задания № 1-6.
Продвинутый уровень: выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует знания и умения. Оценка «хорошо».
Вопросы и задания № 6, 7.
Высокий уровень:анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, сформировал навыки. Оценка «отлично».
Вопросы и задания № 9-15.
Результат ОПК-3: владеет терминологическим аппаратом дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», определяющим основы речевой профессиональной культуры педагога;
Семиуровневая модель построения компьютерных сетей.
Управление локальными вычислительными сетями. Протоколы SNMP и CMIP.
Назначение и организация VPN сети. Настройка VPN в разных операционных системах.
Глобальные вычислительные сети. Архитектура. Принципы организации.
Характеристика сети Интернет.
Семейство протоколов TCP/IP.
Поисковые системы. Язык поисковых запросов. Поисковый робот. Поисковая выдача. Релевантность.
Настройте сеть в операционной системе Linux и зайдите на сайт ggpi.org.
Настройте сеть в операционной системе Windows и зайдите на сайт ggpi.org.
В операционной системе Windows сделать так, чтобы при входе пользователя в системе запускалась программа «Блокнот»
Добавить нового пользователя в операционной системе Windows, имеющего права «Обычный пользователь». Задать пароль и изображение.
Пороговый уровень: воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание. Оценка «удовлетворительно».
Вопросы и задания № 1-3.
Продвинутый уровень: выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует знания и умения. Оценка «хорошо».
Вопросы и задания № 4-8.
Высокий уровень:анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, сформировал навыки. Оценка «отлично».
Вопросы и задания №9-12.
Результат ПК-2: владеет знаниями, умениями и навыками, соответствующими содержанию дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии», и готов применять их в современных методиках и технологиях, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
Виды программного обеспечения. Свободное, бесплатное и условно бесплатное программное обеспечение. Коммерческие продукты. Правовой аспект использования программного обеспечения в образовательном процессе.
Преимущества и недостатки операционной системы Linux в образовательном процессе средней школы. Анализ пакетов свободного программного обеспечения, рекомендуемых Министерством образования РФ.
Безопасность и надежность информации и информационных потоков. Задачи безопасности. Диагностика и восстановление операционных систем после отказов.
Безопасность и надежность информации и информационных потоков. Классификация программ, предназначенных для обеспечения безопасности операционных систем. Программы-антивирусы.
Интернет-технологии. Состав и принципы Интернет-технологий. Применение Интернет-технологий в образовательном процессе учителем и учеником.
Сервисы для создания сайтов, блогов. Характеристика, возможности использования в образовательном процессе.
Технологии удаленного хранения данных. Анализ бесплатных сервисов хранения DropBox, Google Диск, Яндекс Диск. Ограничения, возможности использования в образовательном процессе.
Электронная почта. Создание ящика, отправка и получение почты. Почтовые клиенты. Возможности использования в образовательном процессе.
Принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет. Интерактивные возможности современного сайта учителя.
Облачные технологии. Назначение, функционал, требования к оборудованию. Возможности использования в образовательном процессе.
Создать свой аккаунт в Google. Разместить аватар, настроить почту.
Создать свой блог в Google. Написать хотя бы одну статью в созданный блог. Оставить комментарий к ней.
Создать свой сайт в Google на базе готового шаблона. Предусмотреть в нем страницу «об авторе», где написать о себе.
Запретить в настройках Интернет браузера использование JavaScript.
Загрузить на удаленный сервер DropBox файл для хранения и предоставить к нему публичный доступ.
Загрузить на удаленный сервер Яндекс Диск файл для хранения и предоставить к нему публичный доступ.
Загрузить на удаленный сервер Google Диск файл для хранения и предоставить к нему публичный доступ.
Создать документ в Google Документ, предоставить к нему доступ определенным лицам по адресу электронной почты. Требования к оформлению уточните у преподавателя.
Создать презентацию на произвольную тему в Google Документ, предоставьте к ней доступ на чтение определенным лицам по адресу электронной почты.
Создать таблицу, содержащую национальный состав Удмуртии, в Google Документ. По данным постройте диаграмму.
Продемонстрируйте совместную работу с документом Google.
На сервисе http://www.mindmeister.com/ru создать интеллект-карту по использованию интернет сервисов учителем в образовательном процессе. Экспортировать ее в формат .jpg
На сервисе http://www.mindmeister.com/ru создать интеллект-карту по использованию интернет сервисов учителем в образовательном процессе. Предоставить к ней публичный доступ для чтения.
В поисковой системе ввести запрос, который должен выдать результаты точного соответствия по ключевому слову «Методика обучения информатике» без слов «Скачать» и «бесплатно».
В электронном каталоге библиотеки ГГПИ найдите книги по Методике обучения информатике.
Пороговый уровень: воспроизводит термины, основные понятия, знает методы, процедуры, свойства, приводит факты, идентифицирует, дает обзорное описание. Оценка «удовлетворительно».
Вопросы и задания № 1, 3, 4, 6-8.
Продвинутый уровень: выявляет взаимосвязи, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, планирует, применяет законы, реализовывает, использует знания и умения. Оценка «хорошо».
Вопросы и задания № 2, 5, 9, 10.
Высокий уровень:анализирует, диагностирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, сформировал навыки. Оценка «отлично».